Империя вышла из-под удара

По неофициальной информации "Телеграфа", Генпрокуратура и Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (KNAB) отказались от намерения провести проверку законности приватизации предприятий, некогда входивших в Ave Lat Group.

Несмотря на то что представители правоохранительных органов наотрез отказались обсуждать эту тему, косвенно информацию “Телеграфа” подтвердили в Агентстве приватизации: ни Генпрокуратура, ни KNAB за шесть месяцев проверки не обращались в архив агентства, где хранится вся история приватизации “пищевой” империи Андриса Шкеле.

KNAB проверку завершил

Вокруг четвертой по счету проверки векселя Андриса Шкеле, которая началась 10 января этого года, закрутилась основательная интрига с политическим подтекстом. Причиной для очередного исследования легендарного документа стала некая бумага, обнаруженная во время обыска в ноябре прошлого года в компании Uznemumu vadiba un konsultќcijas. KNAB тогда сообщил, что изъят документ, который скорее всего послужил черновиком для заключения Службы госдоходов по проверке векселя Андриса Шкеле. Мол, проект результата проверки, датируемый 2001 годом, попал в руки объекта проверки еще до передачи в Генпрокуратуру. После ознакомления с изъятым документом пресс-служба Генпрокуратуры заявила, что теперь и у них появились обоснованные сомнения в том, что проверка, порученная СГД, была объективной. Вместе с тем в прокуратуре уточнили, что убедил их в этом проект ответа от налоговиков, который и был обнаружен в сейфе Андриса Шкеле. В связи с этим Генпрокуратура решила вновь проверить законность векселя, а также уплату налогов со сделки по продаже.

Тем временем KNAB затеял “масштабную” проверку законности приватизации 12 предприятий, которые входили в концерн Ave Lat. Об этом стало известно в середине прошлого года, когда неожиданно глава Партии народного согласия (ПНС) Янис Юрканс в одной из телевизионных передач заявил, что Народная партия любой ценой будет добиваться отставки правительства Репше, так как KNAB “начал процесс оценки приватизации Ave Lat”. Позже эти слова подтвердил и.о. директора бюро Алвис Вилкс. При этом он отметил, что KNAB начал проверку по собственной инициативе. Впрочем, подобное решение напрашивалось давно, ибо все правоохранительные органы проверяли лишь следствие (то есть сам вексель), а не первопричину (его происхождение). Однако при смене власти, когда Народная партия вошла в правящую коалицию, KNAB обвинили в исполнении политического заказа, а информация о ходе проверки по сути оказалась засекреченной. И вот оказывается, что за это время правоохранительные органы поделили между собой проверку империи Шкеле и его векселя. Разделение обязанностей выглядело следующим образом: уплату налогов с векселя проверяет Cлужба госдоходов, законность приватизации Ave Lat Генпрокуратура, а KNAB выясняет происхождение документа, найденного в сейфе Андриса Шкеле. По словам представителя KNAB Андриса Витенбургса, бюро свою работу выполнило успешно и передало в Генпрокуратуру свое заключение о том, что за документ найден при обыске офиса Шкеле.

История с продолжением

В конце мая Служба госдоходов также завершила проверку векселя Андриса Шкеле. Информация о том, что удалось выяснить, пока не распространяется. Итоги проверки переданы в прокуратуру. Таким образом все дело — за Генпрокуратурой. “Телеграф” обратился за комментарием к пресс-секретарю Генпрокуратуры Дзинтре Шубровске. Однако она заявила, что дело векселя Шкеле прокуратура не комментирует. Также г-жа Шубровска отказалась уточнять, чем же заняты прокуроры в рамках этого дела и когда можно ожидать от них хоть какого-нибудь результата.

Вместе с тем источники “Телеграфа” сообщили, что правоохранительные органы отказались от намерения проверить механизм возникновения векселя, то есть историю создания “пищевой империи” Шкеле. “Телеграф” обратился за разъяснением в Агентство приватизации, которое хранит все данные по истории приватизации, в том числе и документы, проливающие свет на возникновение концерна Ave Lat. Однако пресс-служба агентства дала лаконичный ответ: ни Генпрокуратура, ни KNAB за шесть месяцев проверки не обращались в архив агентства с запросом по группе компаний Ave Lat. Судя по всему, происхождение могущественного концерна, владельцем которого в итоге оказался экс-премьер Андрис Шкеле, по-прежнему остается одной из самых загадочных историй становления новой латвийской экономики.

28.06.2004 , 15:49

"Телеграф"


Написать комментарий