Богатыри в военной форме

11 ноября страна по традиции отмечала День Лачплесиса. Богатырь из народных сказок с незапамятных времен олицетворяет величие латышского народа, его волю и героизм в борьбе с захватчиками. День Лачплесиса в Латвии символизирует День защитника Отечества"

11 ноября в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее открылась передвижная выставка “За Латвию”, посвященная 90-летию создания латвийской армии.

О ее содержании рассказывает заведующая историческим отделом музея Валентина Славковская:
– “За Латвию” – девиз первой государственной награды Латвии – ордена Лачплесиса, который присуждался за боевые подвиги во время освободительной борьбы 1919–1920 гг. Военный орден Лачплесиса был первой и до 1924 года единственной наградой Латвии. Его учреждение инициировал главнокомандующий армии Латвии полковник Янис Балодис.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Первая часть выставки посвящена освободительным боям, периоду формирования армии. К лету 1919 года небольшой отряд О. Калпака величиной с роту (численностью 400 человек) вырос в 30-тысячное армейское формирование. Первоначально армия была представлена двумя бригадами – Южной и Северной. Южной, имеющей в своем составе батальоны, командовал Я. Балодис, а Северной, состоящей из полков, – Йоргс Земитанс. Было принято решение о создании армии единого образца, в связи с чем 10 июля 1919 года генерал Давис Симансон издал Приказ № 1 об объединении двух бригад. В результате сформировались три пехотные дивизии: Курземская, Видземская и Латгальская. В состав Курземской входил 1-й Лиепайский, 2-й Вентспилсский и 3-й Елгавский пехотные полки. В Видземскую дивизию вошли: 4-й Валмиерский, 5-й Цесисский и 6-й Рижский пехотные полки. В Латгальскую влились 7-й Сигулдский, 8-й Даугавпилсский и 9-й Резекненский пехотные полки. В это же время закладывались основы 4-й дивизии, имеющей непосредственное отношение к нашему городу, так как с 1920-го по 1940 год Даугавпилс являлся местом ее дислокации. Формирование этой дивизии (первоначально она называлась Нижнекурземским военным округом, позднее переименована в Земгальскую дивизию) началось под Лиепаей. Боевое крещение она получила в Курземе, вступив в бой с войсками Бермонта. 27 декабря 1919 года Курземе было освобождено. А в апреле 1920 года Земгальская дивизия получила приказ занять позиции против большевиков на Восточном фронте, от Освейского озера до Даугавы. До заключения договора с Россией на нее возлагались обязанности по охране пограничной территории.

В 1921 году Земгальская дивизия разместилась в Крепости, а ее штаб на ул. Ригас, 8 – в здании, где сегодня находится музей. На выставке представлены фотографические свидетельства того времени. Вообще же в музее хранится более 200 фотографий, связанных с историей Даугавпилсского гарнизона. В состав Земгальской дивизии входили 10-й Айзпутский, 11-й Добельский и 12-й Бауский пехотные полки, а также Земгальский артиллерийский полк. Помимо этого в Даугавпилсе дислоцировался единственный в Латвии кавалерийский полк, размещавшийся тогда на улице А. Пумпура. Сегодня на этом месте находится Даугавпилсское Управление пограничных войск. С 1936 года в городе дислоцировался Бронепоездной полк. В него входили 6 бронепоездов и вторая рота Автотанкового полка, вооруженная легкими танками Vicker.

СЕГОДНЯ ПОСТАМЕНТ ОПЯТЬ ПУСТУЕТ

Следует заметить, что гарнизон имел для города не только большое военное значение, но и общественно-политическое. Изначально в Даугавпилсе преобладало русское население. Численность латышей была незначительна. Благодаря даугавпилсскому гарнизону, в основном состоявшему из латышей, здесь стала развиваться латышская культура, зазвучала латышская речь. Гарнизон имел свой хор, духовой оркестр. Для горожан в парке часто устраивались бесплатные концерты, в латышских традициях проводился народный праздник “Лиго”. У гарнизона был свой кинотеатр. Но военные не только смотрели кинофильмы – они еще и принимали участие в их создании. Во франко-латвийском фильме “Михаил Строгов” наши кавалеристы в массовых сценах представляли монгольских воинов. На прощание французы в знак благодарности устроили для них хороший банкет. Кстати, в этом фильме в главной роли снимался знаменитый русский актер Иван Мозжухин, – продолжает рассказ В. Славковская.

Напротив офицерского клуба в Крепости зимой заливали каток, на котором под оркестровую музыку могли кататься на коньках как сами военные, так и члены их семей.

Интересно, что в 1928 году офицеры гарнизона принимали участие в выборах, выдвигая свои кандидатуры в Городскую думу. Позднее военным было запрещено участвовать в политических партиях.

У каждого полка было свое знамя. Обычно его преподносил в дар тот город, именем которого полк назывался. А назывались полки в основном по месту своего формирования. Активное участие в юбилеях и культурно-спортивных мероприятиях полков принимали местные самоуправления, жертвуя деньги на приобретение подарков, поощрения за спортивные достижения и др. Так, на 20-летие Земгальской дивизии, отмечавшееся в 1939 году, даугавпилсское самоуправление выделило ему 200 латов “на приобретение радиоаппарата”. В городе регулярно, несколько раз в год, проходили военные парады.
В память о павших в освободительной борьбе 1919–1920 гг. Даугавпилсский гарнизон установил два памятника и одну памятную настенную доску внутри гарнизонного собора. Речь здесь идет о памятнике кавалеристам, открытому 5 июля 1923 года на ул. А. Пумпура. Он представлял собой мощный ствол сучковатого дуба высотой четыре метра. Второй памятник был сооружен на территории Крепостного парка в память о погибших воинах 10-го Айзпутского пехотного полка. Оба этих памятника были демонтированы после Второй мировой войны. В Крепостном парке на сохранившийся постамент впоследствии установили бюст И. Сталина. Сегодня постамент опять пустует. В последнее время стал подниматься вопрос о восстановлении памятника погибшим воинам в его первоначальном виде. С инициативой по этому поводу выступил Государственный фонд Защиты Латвии “Лачплесис”.

ПРЕЗИДЕНТУ ФОРМА НЕ ПОНРАВИЛАСЬ

В 1929 году для офицеров кавалерийского полка была заказана новая парадная форма, созданная по образцу гусарской. Ее утверждение проходило в Риге, и последнее слово было за президентом, которым на тот момент был Густав Земгалс. И вот три полковых офицера, военный министр и глава интендантства с манекеном на плече, одетым в парадную форму, отправились по рижским улицам в президентский дворец. Надо сказать, что Земгалс терпеть не мог различные украшательства и лишние детали в воинской одежде. А гусарская форма всегда содержала все это в изобилии. В тот день президент был не в духе. Взглянув на форму, спросил строго: “Что это такое?” – и молча вышел из кабинета, хлопнув дверью. Через минут десять вернулся, выражая недовольство увиденным.

Однако в конце концов он был вынужден сдаться на уговоры и доводы делегации. Вероятно, форма была утверждена еще и потому, что вот-вот ожидался визит шведского короля, перед которым кавалеристы должны были пройти парадом. Примечателен и такой факт в связи с ее изготовлением. В Риге за пошив одного комплекта формы платили 600 латов, а в Даугавпилсе он обходился в два раза дешевле. Стали шить в Даугавпилсе. На сохранившихся в музее фотографиях можно увидеть, как выглядела нарядная кавалерийская форма, вызвавшая недовольство президента.

Первый Даугавпилсский гарнизон прекратил свое существование 17 августа 1940 года в связи с вхождением Латвии в состав СССР. На основе латвийской армии был создан 24-й территориальный латвийский стрелковый корпус Красной Армии, состоявший из двух дивизий, в одну из которых – 183-ю – вошли Латгальская и Земгальская дивизии.
В 1940–1941 гг. многих офицеров из командного состава Латвийской армии постигла трагическая участь – последовали аресты и расстрелы. Известно, что из 6–7 человек в живых оставался лишь один.

Сегодня военные традиции на территории Даугавпилса с успехом продолжает 34-й Артиллерийский батальон Земессардзе. Под командованием майора Гунара Визулиса служат 45 профессиональных военных и 394 добровольца. Кстати, покровительницей артиллеристов считается Святая Барбара, и 4 декабря отмечается день ее имени, который военнослужащие непременно отметят. Сам Гунар Визулис из семьи потомственных военных. Поэтому проблемы выбора профессии перед молодым человеком даже не стояло.

На выставке также представлены фотоматериалы, касающиеся армейских будней Земессардзе и служащих Погранохраны, которая в этом году тоже празднует свое 90-летие, – заключила Славковская.

Жанна ЧАЙКИНА

12.11.2009 , 15:28

"Сейчас"


Написать комментарий