Телевизионные помехи

Польская экспансия на телерынок Балтии не удалась

По неофициальной информации Телеграфа, в кулуарах крупнейшего телевизионного канала Латвии — LNT зреет недовольство неадекватными методами управления представителей польских акционеров — группы Polsat.

Менеджмента “по-польски” не выдержали эстонский канал TV-1 и литовский ТV-4. По сути, грандиозные планы Polsat создать единую балтийскую телевизионную сеть провалились.

Планов громадье

В прошлом году произошла серия сделок по смене акционеров телеканала LNT, однако, по последним данным Lursoft, польские владельцы из группы Polsat по-прежнему сохраняют контрольный пакет компании — Polsat Media B.V принадлежит 49%, а Polsat Baltic — 11%. Любопытно, что в конце прошлого года польская сторона назначила контролировать LNT трех человек из Польши. В правлении телекомпании был утвержден Ян Дариус Мрочек, а в совет вошли Томас Куржевский и Чеслав Окинжич. При этом польские СМИ называют пана Куржевского одним из ста богатейших людей Польши, а пан Окинжич долгое время проработал послом Польши в Литве. Такое пополнение в руководстве LNT от польских акционеров можно было расценивать как желание Polsat всерьез развивать деятельность телевизионной компании, однако результатов этого не видно. Более того, стиль управления польского менеджмента заставляет задаваться вопросом: какие цели преследует Polsat в Латвии, да и во всей Балтии?
Четыре года назад польский медиагигант Polsat пришел на телевизионный рынок стран Балтии. В рамках расширения международной сети вещания Polsat приобрел 100% акций эстонского телеканала ТV-1, литовского ТV-4 и 60% латвийского LNT. Телерынок стран Балтии на тот момент выглядел чрезвычайно перспективным, ведь вопрос о вступлении Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС был почти решен. Также руководство Polsat надеялось, что, связав телевизионные рынки трех стран в одну цепь, они получат серьезные финансовые выгоды. Дело в том, что большинство владельцев телепродукции предпочитают ее реализовывать не в каждой отдельной стране, а “оптом”, единым пакетом на несколько стран. Это снижало себестоимость содержания телевизионных каналов, а также позволяло собирать рекламу от сетевых рекламных агентств, которые также желали проводить свои компании в трех странах одновременно.

Менеджмент по-польски

Однако к управлению балтийскими активами польская медиагруппа оказалась явно не готова. Запланированная стратегия “балтийской экспансии” так и не сработала. Причина — конфликт интересов между польскими менеджерами и местными управленцами в странах Балтии. О том, что поляки кадровые решения принимали исходя не из соображений профессиональной квалификации, а на основе личных привязанностей, свидетельствует хотя бы такой занимательный факт: представителем Polsat в Эстонии был назначен… личный водитель одного из акционеров польской компании.
В итоге эстонский канал ТV-1 в результате вот такого менеджмента был доведен до банкротства и тихо закрылся. И это произошло в стране, где конкуренция на рынке не так высока: сегодня рекламу между собой делят всего три телеканала. При этом рекламные компании тратят на одного эстонца гораздо больше средств, чем себе это позволяют рекламщики в Латвии.
В беседе с Телеграфом бывший гендиректор TV-1 Райти Киланди рассказал о том, как строился телебизнес по-польски: “После того как TV-1 завершил свою работу в Эстонии, поляков у нас стали любить гораздо меньше, чем до этого. В реальности в Эстонии мы работали с двумя-тремя представителями из Польши, и только половина из них была заинтересована в развитии канала. Другие же преследовали иную цель: купить телевизионной канал и показать где-то на зарубежных финансовых рынках, что они развиваются. На самом деле им было все равно, что происходило на TV-1. Более того, они добивались, чтобы у нас не оставалось заработанных денег, а также отказывались от инвестиций. Их интересы отличались от интересов эстонского телезрителя. С представителями Polsat было очень трудно общаться. Мы хотели узнать их стратегию, планы. Но это не удавалось. Даже те поляки, которые с нами работали, тоже ничего не знали о планах своего руководства в Польше. Дело дошло до того, что они начали показывать в Эстонии польские программы. Как мне известно, главе LNT Экису удалось не допустить этого в Латвии. Однако в Эстонии у них это прошло, и в итоге зритель стал отказываться от нашего канала. Уже сейчас я догадываюсь, что их главной задачей было выкачать как можно больше денег и показать в Польше или где-то еще, что Polsat развивается…”

Финал “балтийской кампании”

В свою очередь другой польский проект — литовский телеканал ТV-4 ежегодно нес убытки в размере 1,5 млн. долларов, покрываемые акционерами Polsat. А в прошлом году канал и вовсе был продан литовскому химическому концерну Achema по смешной цене — 2 млн. долларов. И вот что интересно: несмотря на то что, в отличие от Polsat, для литовских химиков телевизионная деятельность — явно новое направление, при их управлении финансовые показатели бывшего ТV-4, а ныне BTV серьезно улучшились. В итоге канал занимает стабильное четвертое место на крайне сложном литовском телевизионном рынке.
Нетрудно посчитать, что из трех польских проектов в странах Балтии на плаву остается LNT. Этот канал уже многие годы является лидером зрительских симпатий, а также явным фаворитом рекламодателей, собирая около 30% телевизионной рекламы страны. Но несмотря на творческие и бизнес-успехи, которые удалось достичь команде Андрейса Экиса, экономическое положение канала можно охарактеризовать как тревожное. В то время как шведские акционеры основного конкурента LNT — телеканала TV3 — на протяжении нескольких лет усиленно вливали в канал значительные инвестиции, польские акционеры так и не вложили дополнительных средств в развитие LNT. В результате прибыль канала, переведенного поляками на полное самофинансирование, составила 170 тыс. латов.
По мнению экспертов финансового рынка, компании Polsat, выходящей в ближайшие месяцы со своими акциями на биржу, пришло время провести переучет своих балтийских активов. Общие вложения польской компании в балтийские каналы за прошедшие четыре года составили около 30 млн. долларов. При продаже литовского TV-4 было выручено около 2 млн. долларов. Стоимость принадлежащих Polsat 60% акций LNT, исходя из годовой прибыли, можно оценить в 2-3 млн. долларов. Таким образом, вся “балтийская кампания” уже обошлась полякам в 25 млн. долларов! Интересно будет посмотреть на реакцию инвесторов, которые с калькулятором возьмутся подсчитывать итоги деятельности Polsat в странах Балтии. А тем временем каналу LNT не мешало бы перестроить “менеджмент по-польски”, чтобы не отстать в конкурентной гонке со шведскими медиамагнатами. К сожалению, узнать, что думает по этому поводу Андрейс Экис, Телеграфу не удалось: руководитель LNT от комментариев воздержался.

24.03.2005 , 10:39

Александр ВИДЯКИН


Темы: ,
Написать комментарий