Почему крупные подряды отдают рижским фирмам 10

За девять месяцев этого года только из крупнейших строительных фирм города было уволено 549 работников. Некогда один из сильнейших игроков местного строительного рынка находится в стадии прохождения процедуры неплатежеспособности. А между тем рижские строители за последние полгода получили в Даугавпилсе стройподрядов как минимум на 20 млн латов (без НДС)!

Наши строители справляются самостоятельно с такими подрядами, как утепление социального дома на ул. Шаура, 28 (38 530 латов – все цены в данном материале указаны без учета НДС 21%, победитель – фирма Būtība), реновационные работы во Дворце культуры на Химии (521 406 латов, исполнитель работ по итогам конкурса – Belmast Būve) и ремонт дорожного покрытия в черте города (380 918 латов, победитель конкурса – Latgales ceļdaris). Большие подряды при этом проходят мимо даугавпилсских фирм и, соответственно, мимо местных строителей, которые на заработанное при выполнении этих работ могли бы кормить свои семьи, оплачивать коммунальные услуги (оставаясь при этом налогоплательщиками), а не идти стройными рядами на биржу труда за пособием. Возьмем, к примеру, три последние крупнейшие стройки, по которым уже выявлены победители.

ВЫИГРЫВАЮТ ОДНИ, А СТРОЯТ ДРУГИЕ

Крепость. Реновация инженерных сетей, благоустройство улиц и развитие инфраструктуры. Из 17 предложений самую низкую цену – 2 799 217 латов – предложила фирма Binders, специализирующаяся на дорожном строительстве. Фирма не местная, зарегистрирована в Саулкрасты.

Идем далее. Реконструкция операционного блока и строительство нового родильного отделения в Даугавпилсской региональной больнице. На конкурс было подано 6 предложений. С ценой 2 478 731 лат тендер выигрывает рижская фирма RBSSKALS, оставляя далеко за собой даугавпилсских конкурентов.

Ну и наконец, кульминация строительства в Даугавпилсе за последние годы – транспортная развязка между улицами Видземес, Пиекрастес, А. Пумпура и Вишкю. Местные фирмы участвовали в этом конкурсе в объединении с рижскими, но самую низкую цену предложило объединение исключительно не даугавпилсских фирм: Binders, TVA Construction и M.A. – TAKA. Сумма контракта – 14 671 509 латов. В этом крупномасштабном проекте была надежда на субподряды, которые могли бы перепасть даугавпилчанам.

Как сообщил заместитель руководителя Отдела коммунального хозяйства  Василий Кузьмин, сегодня четыре местные фирмы помогают рижанам зарабатывать в нашем самоуправлении 14 млн латов: SZMA и Būvenergoserviss занимаются электрикой, а Daugavpils būvmehanizаcija и Ditton Būve прокладывают подземные трубопроводы. На общем фоне работы отнюдь не грандиозные, если не сказать мизерные. Как такое получается? Неужели рижским строителям дешевле привезти в Даугавпилс всю технику и рабочих, чем выполнить стройподряды самоуправления даугавпилсскими строителями на месте?

Фирма Gādība, которая сегодня дает работу почти 300 строителям (еще некоторое время назад число занятых здесь работников достигало 400–450 человек, а в лучшие времена и 600), а значит – ответственна за благосостояние 300 даугавпилсских семей, участвовала во всех трех вышеназванных конкурсах. "Конечно, мы всегда стараемся дать цену пониже, но это, знаете, как лотерея.

Кроме того, низкая цена – это не всегда хорошо. Не секрет, что от дешевизны зачастую страдает качество, – говорит руководитель проектов фирмы Gādība Александр Васильев. – В конкурсе на транспортный узел мы участвовали в тандеме с рижскими фирмами, так как работы по этому подряду очень сложные – и без Риги мы бы не обошлись все равно.

Но наше предложение, увы, было не самым дешевым. А теперь мы даже на субподряд на этом объекте не попали, что можно объяснить разными причинами – и политическими, и экономическими, но, в принципе, хозяин – барин, и мы не можем предъявлять претензий. По своему опыту могу сказать, что рижские фирмы не так уж много техники и рабочих сюда везут – как правило, все-таки берут местных строителей на субподряды".

КТО ПЛАТИТ НАЛОГИ – ТОМУ И ПОДРЯД

Строительная фирма Latgales velve (около 100 строителей в лучшие времена, теперь – 35, которые выполнят свои подряды – и останутся без работы) сегодня проходит процесс неплатежеспособности. За год фирма участвовала в 38 конкурсах, но с переменным успехом. Два подряда были выиграны по наиболее низкой цене, но заказчик почему-то отдавал победу претенденту с более дорогим предложением. Главный инженер Latgales velve Генрих Круковский указывает на явные недостатки в выявлении победителей конкурсов на строительные работы: “Мы чаще всего проигрываем по малой разнице в цене. И порой цена, которую дает победитель конкурса, – абсолютно очевидно, сильно занижена. Но заказчики не обращают на это внимания – никого не волнует, реально ли выполнить эти работы за такую сумму. Демпингуют, конечно, те, кто платит налоги с минималки, и так далее. Так и складываются низкие цены, с которыми мы не можем конкурировать. А теперь мы и вовсе не можем участвовать в конкурсах, так как кандидата в стадии неплатежеспособности сразу отсеивают: мы не можем предоставить финансовых гарантий”.

У Юрия Денисова, директора фирмы Ditton Būve (сейчас – 350 трудоустроенных строителей, а в былые времена 450 даугавпилсских семей имели постоянный доход благодаря работе их членов в Ditton Būve), итоги некоторых конкурсов на проведение строительных работ вызывают недоумение: "Что касается подряда в Крепости, то большинство работ там связано с асфальтированием дорог. И учитывая, что фирма Binders специализируется как раз на дорожном строительстве, я не исключаю, что им доступен более дешевый исходный материал и у них имеется специализированная техника, поэтому цена у них и ниже, чем у других претендентов. Но в случае с реконструкцией оперблока и строительством нового роддома ситуация для меня непонятная. Наша фирма участвовала в этом конкурсе как субподрядчик у фирмы Arhis. Когда были вскрыты конверты с предложениями и объявлены победители, я был очень удивлен, насколько маленькие суммы по сравнению с нашей предложили конкуренты! И здесь встает вопрос о том, что вообще происходит в строительстве. По моему мнению, это неправильный подход к проведению конкурсов, когда основной и порой единственный критерий отбора – это низкая цена. Мы постоянно пишем письма в Ассоциацию строителей и прочие организации, которые могли бы отстоять изменения к закону о закупках на законодательном уровне.

Например, мы неоднократно предлагали, чтобы закупочная комиссия отдельное внимание обращала на то, сколько налогов платит фирма и сколько работников трудоустраивает. За 9 месяцев этого года мы в качестве налогов заплатили государству 1,5 млн латов. Часть этой суммы ведь возвращается в Даугавпилс в качестве поступлений в городской бюджет. И ведь во всем мире так – кто платит больше налогов, тот получает больше льгот. Но у нас, по-моему, все делается для того, чтобы породить культуру ухода от уплаты налогов. Иначе как объяснить эти низкие цены у отдельных победителей конкурсов на проведение строительных работ?"

ЗАКОН ЕДИН ДЛЯ ВСЕЙ ЛАТВИИ

Словом, строительные фирмы уже продолжительное время указывают на явные недостатки в законодательстве, регламентирующем проведение конкурсов и выявление их победителей. Строители выступают за более открытую процедуру и лояльность к местным компаниям, а также единые критерии ценообразования при подаче заявок. Но, например, у лоббирования местных фирм конкретным самоуправлением есть и обратная сторона медали. “Закон о публичных закупках един для всей Латвии и позволяет строителям со всей страны участвовать в конкурсах в любом самоуправлении, что соответствует пониманию рыночной либеральной экономики. Но если фирмы одного города и района хотят вытеснить иногородних законным способом, то, по моему мнению, им надо больше сотрудничать между собой, искать компромиссные и более дешевые варианты, а не конкурировать и с рижанами, и между собой поодиночке”, – считает председатель Латвийского профсоюза строителей  Евгений Сервут. Мэр Даугавпилса  Янис Лачплесис не отрицает, что для самоуправления есть определенная выгода в том, что конкурс выигрывает зарегистрированная на своей территории фирма: “Их работники задекларированы у нас – значит платят нам подоходный налог, и выгода для самоуправления здесь составляет порядка 7–10% от суммы подряда. То есть если иногородняя фирма даже предлагает цену на 7–10% ниже, чем местная, то для горбюджета равноценно – отдать подряд иногородней фирме или же местной, но по большей цене”.

Что же касается обязательного условия о “белых” зарплатах и уплаченных налогах, то руководство города считает лоббирование этой меры, скорее всего, вредоносным для даугавпилсских фирм. “Если будет такое условие, то боюсь, что наши фирмы тогда вообще окажутся не способными конкурировать с другими”, – констатировал Янис Лачплесис. Евгений Сервут считает, что при составлении предложений на конкурсы должна закладываться не минимальная зарплата строителям, как многие делают сегодня, а хотя бы средняя по стране за последние полгода. Свои предложения профсоюз строителей вынес на обсуждение в Госагентстве строительства, энергетики и жилья. Но Евгений Сервут признает, что со стороны ответственных институций пока не видно особого желания вникать, из чего складываются цены на конкурсах.

Так что нашим фирмам, проигрывающим конкурсы самоуправления, остается надеяться на субподряды у рижан и потихоньку сокращать штат своих сотрудников, остающихся не у дел. Кстати, Юрий Денисов из Ditton Būve предлагает такой оригинальный вариант вытеснения рижских фирм с нашего рынка: вступить в сговор и не работать у них на субподрядах. Тогда рижане явно не смогут предложить цену ниже, чем у наших фирм. Но вот вопрос: что выберут такие фирмы, как, например, Latgales velve, если окажутся перед дилемой – субподряд или банкрот?

Ольга ПЕТКЕВИЧ

05.11.2009 , 16:08

"Сейчас"


Написать комментарий

Нужна воля руководства города. К примеру конкурс по 20 школам в Лиепае выйграли лишь местные фирмы.Спросите у Денисова-он участвовал.

Posmotrite pravde v glaza - nashi kompanii ne mogut odoletj takie objekti po odenochke. Tolka vmeste. Na viadukte tozhe rabotajut 3 rizhkije firmi. Pochemu mestnije ne mogli bi objedzenitsa?

самое интересное - на конкурсах предлагают высокую цену и их проигрывают. а затем идут субподрядчиками для тех, кто выиграл меньшей ценой.

Плохому танцору и яйца мешают . Рижане умудряются и цену ниже дать и зарплату в 2-3 раза большую платить .

KAKAJA OLJA YMNAJA? HI -HI

странник: самое интересное - на конкурсах предлагают высокую цену и их проигрывают. а затем идут субподрядчиками для тех, кто выиграл меньшей ценой.

И ЕЩЁ-У НАС НЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ! ОДНИ ХАЛТУРЩИКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Кто больше даст откат тот и выигрывает конкурсы. Дают самую маленькую цифру, потом подписывают доп. работы и делятся с думой.

строитель Спросите у Денисова: Нужна воля руководства города. К примеру конкурс по 20 школам в Лиепае выйграли лишь местные фирмы.Спросите у Денисова-он участвовал.

vsja volja dumy opredeljaetsja velichinoj otkata.rizane chuzhaki i boltatj im net smysla,a zdesj vse na vidu-boljshe riska.chto vse vskroetsja

Аноним: странник: самое интересное - на конкурсах предлагают высокую цену и их проигрывают. а затем идут субподрядчиками для тех, кто выиграл меньшей ценой.И ЕЩЁ-У НАС НЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ! ОДНИ ХАЛТУРЩИКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!

у нас есть спецы,но им некто нормадно не платет,и они ушли к часнику.Вовсей германии нет строителной фирмы даже со штатом дитон.

Всех КИДАЛ и буду КИДАТЬ - мой сын лучший строитель - он в АМКРИКЕ учился - вот обсрамся и не поддамся......

Написать комментарий