Крепость у Даугавы

Последнее время в местной печати поднялся вопрос о сохранении памятника архитектуры — Даугавпилсской крепости. Но, вероятно, не все знают историю, значение и роль Крепости для города.

А история ее возникновения такова. В начале 19 века, когда армия Наполеона победоносно шагала по Европе, Россия стала принимать оборонительные меры для защиты своих западных границ. В марте 1810 года военный министр России М. Барклай-де-Толли представил Александру I записку «О защите западных пределов России», где он указал на необходимость строительства оборонительной линии по Западной Двине, в том числе и в Динабурге, как тогда назывался наш город. «Динабург, — писал в записке военный министр, — кажется удобнее для сего назначения, потому что там находятся еще остатки укреплений, могущих весьма облегчить и ускорить работу» (Имелись в виду остатки укреплений, сооруженных в конце XVI века на правом берегу Даугавы, в районе нынешнего пляжа).
14 марта 1810 года Барклай-де-Толли поспешно отправил инженер-полковника Гекеля, назначенного строителем новой крепости, для окончательного выбора места для нее. «Государь Император высочайше указать изволил отправиться Вашему Высокоблагородию нимало не медля в Динабург, — писал министр. — Поспешите со всей возможностью доставить нужные для Него прожекты и планы, чтобы нынешнею весной приступить уже к работам. Для выигрывания времени и сбережения издержек можно строить крепость без каменной одежды».
Полковник Гекель, осмотрев местность, согласился с мнением военного министра и 2 мая 1810 года доложил ему, что наиболее удобным местом для крепости является Динабург (который 12 июля 1802 года стал уездным городом Витебской губернии).
17 мая Барклай-де-Толли сообщил Гекелю: «Государь Император высочайше утвердить соизволил представление Ваше о построении крепости у Динабурга». И сразу же, в мае месяце, еще до того как были подготовлены сметы и проекты, начались подготовительные работы — нивелировка и съемка местности.
Рабочей силой для сооружения крепости были в основном воинские подразделения. 17 мая 1810 года Барклай-де-Толли писал генерал-майору Шванебаху, чтобы две саперные роты, находящиеся в Динабурге, «состояли под командою инженера-полковника Гекеля, который употребит их к крепостным работам».
Через несколько дней последовало распоряжение генерал-лейтенанту Боговиту, что по указанию императора «для крепостных работ в Динабурге употребить войска 4-й дивизии и резервные батальоны». Туда же направляются и батальоны солдат из разных мест.
Для командования войсками, собравшимися в Динабурге, и для правильной организации строительных работ в июле 1810 года назначен генерал-майор артиллерии князь Яшвиль.
Государственной военной коллегии инженерной экспедиции было приказано для стройки выделить 150-200 телег. В распоряжении Барклая-де-Толли от 11 июня 1810 года указывается: «По Высочайшему повелению для крепостных работ в Динабурге собираются ныне войск до 10 тысяч солдат и до 300 артиллерийских лошадей, где они простоят лагерем до самой зимы под командованием ген.м.кн. Яшвиля».
Кроме того, в Динабурге на крепостные работы было привлечено до двух тысяч крестьян из Витебской губернии, а также вольные рабочие и мастеровые. Для обслуживания войска в Илуксте был открыт госпиталь на 300 мест под наблюдением смотрителя Домбровского.
По тем временам стройка была внушительная. Работали в две смены по пять тысяч человек в каждой. Пока шли строительные работы, была составлена смета строительства крепости, которая определялась в размере 791552 рубля. Из них на строительство главной крепости — 473 тысячи рублей, на предмостное укрепление на левом берегу Даугавы — 74 тыс. рублей. Соорудить все это рассчитывалось в течение трех лет.
8 августа 1810 года был утвержден генеральный план строительства крепости, но еще предстояло составить проект по детальной застройке внутри нее. 9 марта 1811 года инженер-полковником Гекелем была отправлена Барклаю-де-Толли «Смета на построение во вновь строящейся Динабургской крепости», в которой подробно излагаются средства, требующиеся на покупку материалов, для награды солдат, вольных мастеровых и рабочих. Смета предусматривала строительство домов для 8 рот пехоты и 2 рот артиллерии, кухонь, кладовых, домов для штабных офицеров, четырех двухэтажных каменных офицерских светлиц для 80 обер-офицеров, двух временных пороховых погребов, помещения для инженерной команды и некоторых других построек. Стоимость строительства крепости было определено уже в сумме 791552 рубля, включая 29 тысяч на постройку наплавного моста через Даугаву.
Строительные работы шли интенсивно. Для производства кирпича в деревне Старый Замок был открыт кирпичный завод, на котором трудились солдаты. Кроме того, крестьяне разобрали камни и кирпичи старого Динабургского замка и продавали его подрядчику, поставлявшему материал для строительства крепости.
днако Гекеля не удовлетворял ход работы. 5 сентября 1810 года он доложил военному министру: «Мостовое покрытие при Динабургской крепости могло быть окончено в сем году, если бы войска ежедневно работали и только в воскресенье отдыхали».
Несмотря на опасения, намеченный на 1810 год объем работ был выполнен, о чем свидетельствует тот факт, что полковник Геккель был награжден орденом Святой Анны 2-ой степени с бриллиантами.
Весной 1811 года темпы строительства усилились. Ежедневно на работу выходило до 15 тысяч человек, которые трудились в две смены. Но строительный сезон в тот год был коротким — закончился 26 октября из-за раннего наступления холода.
В ночь на 12 (24) июня 1812 года французская армия без объявления войны вторглась в пределы России. Генерал-майор артиллерии князь Яшвиль в своем рапорте из Динабурга от 2 июля доложил военному министру: «Неприятель обложил Динабургское мостовое укрепление большим количеством войск с артиллерией на расстоянии почти на пушечный выстрел… Что же принадлежит до главной крепости, то оная как бы и не существовала»
20 июля (1 августа) 1812 года французские войска вступили в Динабург, а в декабре они были вынуждены оставить город. 9 марта 1813 года генерал-лейтенант Опперман представил императору свое предложение о необходимости энергичного продвижения строительства Динабургской крепости. А уже 12 марта с этой целью был учрежден особый строительный комитет под председательством Рижского военного губернатора Паулуччи. Членами комитета были комендант крепости генерал-майор Уланов, строитель крепости уже в чине генерал-майора Гекель и командир инженерной команды подполковник Розенмарк. В том же 1813 году для строительства крепости в город прибыли 2100 французских военнопленных.
В 1817 году был сооружен порт для речных судов, в 1818 году — мост через Даугаву. В 1820 году по проекту архитектора А. Штауберта началось строительство госпиталя на 500 мест, завершилось оно в 1827 году. В том же году было закончено строительство главного вала крепости.
Возведение крепости немало тормо
зилось частыми наводнениями, особенно сильным оно было в апреле 1829 года, когда нижние здания крепости, да и город, оказались под водой, была повреждена насыпь почти у всей крепости. Тогда по проекту капитана Мельникова приступили к строительству предохранительной дамбы длиною в шесть километров, которую закончили в 1841 году.
Наконец, в 1833 году было завершено строительство главной части крепости с 4-мя бастионами, фортификационными сооружениями, защищающими ее от оружейно-пулеметного и артиллерийского огня. Ее воротам были присвоены отдельные имена: Николаевские, Константиновские, Александровские и Михайловские. 21 мая 1833 года состоялась официальная торжественная церемония освящения крепости. На нее прибыл сам Император Николай I.
Усиление оборонной мощи крепости продолжалось и в последующие годы. Однако, в связи с развитием военной техники и военной тактики, крепость уже в конце 70-х годов прошлого века потеряла свое военное значение, была переведена в разряд второго класса. А 12 апреля 1897 года было утверждено предложение военного совета о преобразовании ее в крепость-склад, где сосредоточились запасы военного снаряжения и продовольствия.
ооружение Крепости значительно подняло значимость и авторитет города, благоприятно способствовало его застройке, росту населения. Если в 1825 году в нем проживало 2885 человек, то в 1840 году — уже 11361. Были построены каменные дома, причем первые — непосредственно в Крепости.
Следует отметить, что Крепость использовалась в царское время и как место заточения прогрессивных деятелей России. Здесь же с лета 1941 и до мая 1942 года, во время гитлеровской оккупации города, было гетто для евреев — концлагерь пыток и смерти, в котором погибли десятки тысяч невинных людей.
Сегодня Крепость стала жилым микрорайоном города.

22.03.2005 , 12:27

Залман Якуб


Написать комментарий