Битва за землю

Главные политические события происходят незаметно для многих сторонних наблюдателей.

Политики в эти дни решают два важнейших вопроса – о власти и о земле

Профессиональный склероз

В процессе ожесточенной (как явной, так и тщательно скрываемой от чужих глаз!) борьбы за власть в латвийских городах и весях рядовые члены партий и их лидеры демонстрировали просто чудеса гибкости и способности к компромиссам – официальные встречи и переговоры проходили в обстановке терпимости и всепрощения.

Так, кандидат на пост мэра Риги представитель «Нового времени» Айварс Аксенокс вполне дружески побеседовал с нынешним мэром Риги социал-демократом Гундарсом Боярсом. Хотя за несколько дней до выборов и сам Айварс Аксенокс, и его соратники по партии стояли в пикете напротив Ратуши с плакатом «Насколько глубоки карманы у Боярса?». Если помнить об этом, то особенно элегантно выглядит заголовок информации об этой встрече на новостной ленте агентства LETA – «Боярс делится с Аксеноксом опытом руководства Рижской думой».

Но это не единственный пример «склероза». Народная партия легко позабыла о том, что не прошло и года с тех пор, как Сейм по ее предложению принял специальное заявление, в котором мирное соглашение с концерном TeliaSonera, подписанное тогдашним министром юстиции Айварсом Аксеноксом, называлось противоречащим интересам латвийского государства. А какой шум на правом фланге вызвал ночной звонок того же министра Аксенокса вентспилсскому судье! Но кто об этом сегодня помнит? Никто. И правильно: с хорошей памятью никакую коалицию – а уж тем более правящую! – не составишь.

По рыночной или кадастровой стоимости

Ну и бог с ним, с прошлым. В конце концов, что было, то было. Намного интереснее то, что нас ожидает впереди. А там со всей определенностью замаячило окончание в Латвии процесса приватизации. В честь этого события предполагалось внести поправки в соответствующий законопроект. Но на прошлой неделе сделать это так и не удалось. Потому что «Новое время» поругалось с Народной партией.

И теперь этот «земельный» скандал осложняет и без того непростые переговоры о власти в Рижской думе. Власть, она всегда связана с землей. Недаром первым декретом Ленина после революции стал декрет о земле. Сколько лет прошло, но, как оказалось, ничего не изменилось!

Пейзаж перед решающей битвой (которая состоится в парламенте в середине апреля) выглядит так: еще в феврале Сейм в первом чтении принял проект закона об окончании процесса приватизации. Как отрапортовало тогда министерство экономики, более трех четвертей латвийской государственной собственности перешло в частные руки, на что было использовано порядка 90 процентов сертификатов. Согласно законопроекту последним днем подачи заявок на приватизацию с использованием сертификатов должно стать 30 декабря 2005 года. Содержалось в этом документе и такое предложение: министерство экономики настаивало на приватизации земли под объектами собственности только по рыночной стоимости.

Сначала в революционный смысл этой фразы депутаты не вникли. Но потом вчитались, осознали и приступили к контрдействиям. Заместитель председателя фракции Народной партии Михаил Пиеткевич официально внес альтернативное предложение – приватизировать землю не по рыночной, а по кадастровой стоимости, то есть намного дешевле.

Эта инициатива крайне возмутила министра экономики, представителя «Нового времени» Кришьяниса Кариньша, заявившего, что кадастровая стоимость может быть в десять раз ниже рыночной и что тем самым бюджету страны будет нанесен ущерб на десятки миллионов латов. После чего «Новое время» объявило, что «народники» заботятся исключительно об интересах «нескольких сотен держателей сертификатов».

Возражая ему, советник премьер-министра и бывший член правления Агентства приватизации Виктор Шадинов пояснил, что предприниматели, покупая недвижимость, рассчитывали на то, что земля под объектами будет приватизироваться по кадастровой стоимости. И что до конца 2003 года происходило именно так: земля приватизировалась только по кадастровой стоимости – 80 процентов за сертификаты, 20 – за землю.

- Во время земельной реформы для всех участников этого процесса должны существовать одинаковые правила игры. Если этот принцип нарушается, предпринимателям будет трудно обратиться в Конституционный суд и выиграть процесс, – подчеркнул Шадинов.

Но противники «кадастровой» теории рисуют такую ужасающую картину: десятки предприятий закрываются, потому что скупленная под ними по низкой цене земля нужна новым владельцам для того, чтобы построить элитные жилые дома, автостоянки или казино! И сотни людей становятся безработными.

На прошлой неделе депутаты дважды собирались за заседание комиссии Сейма по народному хозяйству, долго и нудно спорили, но к единому мнению так и не пришли. И проект закона об окончании приватизации решили не выносить на пленарное заседание Сейма в минувший четверг…

Ни одна сторона не хотела лишний раз рисковать. К тому же некоторые заметили еще одну интересную деталь: в проект не внесен точный список предприятий, которые будут приватизироваться только за деньги. Эту ответственную задачу предполагается делегировать правительству, и вряд ли это простая случайность.

Не надо быть пророком, чтобы понять: каждая из таких маленьких поправочек имеет очень большое значение. И посему борьба за землю будет продолжена – до полной и окончательной победы.

21.03.2005 , 10:09

chas-daily.com


Написать комментарий