Кем были «борцы за свободу» Прибалтики. Рассекреченные документы из Центрального архива ФСБ России 3

В год 60-летия Победы над фашизмом в городах Латвии под красно-черными флагами маршируют эсэсовцы. Тепрь в Риге их принято считать борцами за независимость


Но стоит напомнить, что Германия, оккупируя советскую Прибалтику, вовсе не собиралась предоставлять населявшим ее народам национальную или какую-либо другую самостоятельность.

На этой территории предполагалось создать единый регион – “Остланд”, который представлял интерес только как источник дешевой рабочей силы, сельскохозяйственной продукции и, конечно, близкой нефти. Сегодня мы публикуем выдержки из только что рассекреченных документов Центрального архива ФСБ.

Комментирует научный сотрудник Центрального архива ФСБ России Владимир Макаров:


"Фашистский режим в целом, его организации и учреждения в частности, официально признаны антигуманными, античеловеческими, в том числе и войска СС, в которые входили прибалтийские легионы. Публикуемые документы из фондов Центрального архива ФСБ – это напоминание нам, ныне живущим, о том, что такое гитлеровский режим, на самом деле кого и от чего спасли войска Советской армии, и что собой представляют так называемые “борцы за свободу” в Латвии, Литве и Эстонии. Эти документы красноречиво свидетельствуют о той политике, которая проводилась фашистской Германией в Прибалтике, и о том, кто такие выкормыши в эсэсовской форме из числа эстонцев, латышей и литовцев, которые пошли на службу гитлеровцев. Расстреливать из автоматов и пулеметов беззащитных женщин и детей – это убедительное подтверждение того, что фашизм и терроризм – одного поля ягоды".

Из справки Латвийского штаба партизанского движения об обстановке в тылу противника

10 июля 1944 года

Админстративное устройство и политика немцев на территории Латвии

В 1941 году после оккупации территории советской Латвии немцы оставили прежнее административное деление – 4 округа, 19 уездов и 519 волостей. Эту территорию со всеми природными богатствами немцы объявили собственностью так называемой “Великой Германии” и как другие прибалтийские советские республики (Эстония, Литва) включили в состав Восточный областей (провинций) под наименованием “Остланд”.

Прибалтийской Восточной областью (провинцией) – “Остланд” управляют рейхсминистры Восточных областей, бывший прибалтийский немецкий барон (ставленник Гитлера) Розенберг Альфред через Рейхскомисариат, находящийся в г.Рига во главе с рейхскомиссаром Лозе – немец. Последний фактически управляет Прибалтикой и является полным хозяином указанных выше трех временно оккупированных советскиз республик (Латвия, Эстония, Литва). В начале 1943 года для показной демонстрации якобы “самоуправления” в Латвии был создан департамент внутреннего самоуправления, во главе которого был поставлен в качестве генерального директора внутренних дел бывший генерал латвийской армии Данкерс Оскар, через которого Лозе полностью проводит политику и все мероприятия немцев по ограблению Латвии.

В связи с большим поражением немецких армий на юге и севере в начале 1943 года фашистские заправилы проводили в Латвии ряд мероприятий по тотальной мобилизации в Латвийский легион, полицейские формирования и для отправки на германские заводы военной промышленности. Одновременно немцы изменили свою политику в Латвии. Они стали признавать латышский язык, начали “заигрывать” о представлении кое-какой самостоятельности вплоть до обещания разрешить организовать свое латвийское правительство и т.д. В национальном вопросе фашисты дошли до того, что даже в еврейском вопросе создали категорию “ценных евреев”. Такая группа “ценных евреев” находилась в составе карателей против партизан в начале марта 1943 года.

Одновременно с большим шумом производилась пропаганда по возвращению земельных участков в частную собственность. В первую очередь эти участки возвращались лицам, оказывающим помощь германской армии, потом репрессированным советской властью и т.д. Несмотря на всю шумиху, с какой проводилась выдача – возвращение земли (до этого земли, как указано выше считались собственностью германского государства), фактически возвращали крайне мизерное количество. В процентном отношении примерно 2-3 % из имеющихся в Латвии хозяйств.

В городе Рига, еще в январе с.г. началась подготовка к эвакуации населения в Германию. Были составлены списки неблагонадежных лиц, в которые были включены, в первую очередь, лица, имеющие родственников в Советском Союзе, поляки и белорусы. Эта категория людей должна эвакуироваться в первую очередь, а частично должна быть уничтожена. Одновременно началась чистка концлагерей. Например, из концлагеря Салалспилс (Рига) в январе с.г. часть заключенных была вывезена в Германию, а часть уничтожена.

После вступления в г.Рига немецких войск по приказу немецкого командования, под руководством того же полковника Бенс, были созданы участковые аппараты полиции порядка, а на базе отрядов самоохраны – полицейские батальоны. На территории Латвии было сформировано 25 полицейских батальонов. Одновременно с организацией отрядов самоохраны, под руководством майора Латвийской армии Арайс был сформирован батальон “Вспомогательной полиции безопасности”. В последствии этот батальон широко использовался немцами для расстрела населения города Риги. Полицейские батальоны в начале комплектовались на принципах добровольности. Этот принцип формально сохраняется и в последующем, но “добровольность” стала уже вынужденной. Эти батальоны в последствии по приказам немецкого командования выбрасывались на разные участки фронта за пределами Латвии.

Справка 2 отдела НКГБ Латышской ССР "О латышской контрреволюционной военно-фашистской организации “Айзсарги” (“Охранники”)"

12 января 1945 года

Историческая справка:

Военно-фашистская организация “Айзсарги” была создана в 1919 году лидером партии “Крестьянский Союз” – Карлисом Ульманис (умер в 1942 году) и фактически являлась вооруженной силой Ульмановской партии в борьбе за власть. Основные цели и задачи организации были: активная борьба с коммунистической партией и революционным движением трудящихся масс Латвии. Постепенно организация “Айзсаргов” фашизировалась и в 1934 превратилась в оплот фашистской диктатуры в Латвии и основную силу, на которую возлагали все надежды реакция в борьбе против СССР. По своей идеологии практически действиям организация “Айзсаргов” уже в зародыше являлась чисто фашистской. После прихода Ульманиса к власти организация “Айзсаргов” по своим обязанностями и правам уже открыто была приравнена к полиции. Инструкция, изданная по организации “Айзсаргов” в 1933 году, прямо указывала: "Задача организации помогать органам государственной безопасности. Когда “айзсарг” выполняет свои служебные обязанности, он приравнивается сотруднику полиции"…

Подрывная и антисоветская деятельность “Айзсаргов” в военный период:

С началом Отечественной войны “Айзсарги” с оружием в руках выступили против Советской власти. С первых же дней оккупации Латвии они стали активными пособниками немецких оккупационных властей и агентурой разведывательных и контрразведывательных органов противника. В проведении всех карательных мероприятий оккупантов на территории Латвии, во многих карательных актах в Литве, Белоруссии, частично на Украине, в Польше и даже в Югославии самое активное участие принимали специальные карательные отряды, сформированные из “айзсаргов”. Полиция порядка, отряды по охране мостов и коммуникаций противника, лжепартизанские отряды и различные диверсионно-террористические банды, предназначенные для переброски в тыл Красной Армии, комплектовались из “айзсаргов”.

Карательные экспедиции против партизан и советских военнопленных, бежавших из немецких лагерей, массовые аресты и расстрелы советских граждан проводились специальными отрядами из “айзсаргов”. Из них же комплектовались латышские дивизии “СС”. На Прибалтийских фронтах в составе немецких войск против Красной Армии дрались 19 и 15 латышские стрелковые дивизии “СС”. За эти “услуги” в установлении Гитлеровского “нового порядка” в оккупированных областях СССР немецкие оккупационные власти в 1943 году легализировали организацию “Айзсарги”.

Об активной пособнической и карательной деятельности организации “Айзсаргов” в период оккупации Латвии свидетельствуют многие дела, вскрытые Народным Комиссариатом Государственной Безопасности Латвийской ССР и его периферийными органами. Так, например, карательными отрядами из “айзсаргов” в июле 1941 года не территории Прейльской волости, Двинского уезда, было уничтожено около 900 советских граждан, в том числе все еврейское население местечка Прейли. В двинском же уезде в августе 1941 года “айзсарги” расстреляли 110 советских граждан в селении Дагда.

Руками “айзсаргов” на окраине города Субатэ, Илукского уезда, 21 июля 1941 г. было расстреляно около 700 советских граждан, в том числе женщины, дети и старики.

На территории Илукского уезда (Силенская волость), “айзсарги” из отряда “местной самоохраны” арестовали все еврейское население местечка Боровка и заключили их под стражу в местную синагогу.

Спустя несколько дней после зверских издевательств над стариками, женщинами и детьми, под усиленной охраной “айзсаргов” 186 человек были выгнаны к брегу озера Смилочина, что в 3 километрах от местечка Боровка, к заранее выкопанным ямам и расстреляны из пулеметов и винтовок. Некоторые из расстрелянных, еще живыми, но с тяжелыми ранениями добивались прикладами и сбрасывались в ямы. Во всех этих случаях все имущество расстрелянных, включая одежду и ценности, “айзсарги”, принимавшие участие в расстреле, поделили между собой.

Как правило, этим массовым расстрелам советских граждан предшествовала специальная подготовка. Так, 20 июля 1941 года накануне расстрела 700 советских людей из местечка Субатэ, руководители “айзсаргов” Проденской волости и местечка Субатэ, вместе с начальником полиции, тоже “айзсаргом”, по заданию немецких карательных органов, провели специальное совещание, в котором приняло участие до 150 “айзсаргов”, участников немецкой вспомогательной полиции. На этом совещании был обсужден вопрос о способах и методах проведения массового ареста и последующего уничтожения всего еврейского населения гор. Субатэ и его окрестностей. Между участниками этого совещания были распределены функции предстоящей операции по изъятию и уничтожению советских граждан.

Спецсообщение начальника управления контрразведки “СМЕРШ” 2-го Прибалтийского фронта начальнику Главного управления контрразведки “СМЕРШ” комиссару государственной безопасности 2 ранга Абакумову о массовом расстреле евреев в местечки Прели

18 августа 1944 года

В мае месяце 1942 года в местечке Прели, Силуянской волости, Режицкого уезда, по приказу немецкого командования, были одновременно расстреляны около 500 евреев, в том числе старики, женщины и дети. В расстреле принимали активное участие группы вооруженных “айзсаргов”. Задержанный нами участник расстрела – латыш из организации “Айзсарги” – группы “С” – Варнякович Эдуард Александрович показал, что:

"В мае месяце 1942 года, по приказу уездной полиции, из пяти волостей в м. Прели, было собрано около 2000 вооруженных “айзсаргов”, в том числе и я. Местечко Прели было оцеплено сплошной цепью. Ночью, все еврейское население согнали в отдельные дома, где оно находилось под охраной полиции. На рассвете следующего дня в Прели приехал немецкий комендант города Режица с представителями немецких властей. По приказу коменданта всех евреев (мужчин, женщин, стариков и детей), около 500 человек погнали на опушку леса, что в полутора километрах от м. Прели. Через некоторое время из этого леса послышались залпы выстрелов, а также стоны людей и детские крики. Этот процесс длился около 2-х часов. После, примерно через месяц, я заезжал на опушку леса, где расстреляли евреев, заметил, большую яму, аккуратно засыпанную землей и сверху обложенную дерном".

Перед своим отступлением немцы, чтобы скрыть следы своих преступлений, сожгли трупы, расстрелянных ими в м. Прели евреев.

Из спецсообщения управления контрразведки “СМЕРШ” 3-го Прибалтийского фронта по законченному следственному делу на карателей-сотрудников центрально рижской тюрьмы

12 марта 1945 года

Проведенным следствием установлено:

После нападения фашистской Германии на Советский Союз, немцы на временно оккупированной территории создали широкую сеть концентрационных лагерей и тюрем, в которых. советские люди подвергались невиданным мучениям и истязаниям, бесчеловечным пыткам и массовому истреблению. Как установлено судебно-медицинской комиссией экспертов по делу совершенных злодеяний, немецко-фашистскими захватчиками в г.Рига, Латвийской ССР, в рижской центральной тюрьме, в рижской срочной тюрьме и Салалспислском концентрационном лагере, расположенном близ г.Рига, замучено и истреблено свыше 150 тысяч советских граждан.

Содержавшийся в рижской центральной тюрьме депутат Верховного Совета СССР и Латвийской ССР профессор Галениек в своих собственноручных объяснениях так характеризует режим тюрьмы и роль полицейских надзирателей: “.Все делалось при помощи окриков, брани и ругани. Почти никогда не было слышно спокойно сказанных слов. С заключенными обращались как с существом, стоящим ниже людей”.

Справка по уголовному делу N17954 на Брумберга Иохана Эрнестовича, по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. I Закона “Об уголовной ответственности за государственные преступления” от 25 декабря 1958 года

22 января 1960 года

25 ноября 1959 года Комитетом Госбезопасности при Совете Министров Латвийской ССР был арестован и привлечен к уголовной ответственности по ст. I Закона “Об уголовной ответственности за государственные преступления” от 25 декабря 1958 года Брумберг Иохан Эрнестович.

Брумберг в 1941 году, в первые дни Великой Отечественной войны, изменил родине и вступил в вооруженную группу “самоохраны” Никрацес волости, Айзпутского уезда, Латвийской ССР. Как бывший командир группы военно-фашистской организации “Айзсарги” Брумбергс командовал отделением группы “самоохраны”. Являясь командиров отделения, Брумбергс принимал активное участие в арестах и расстреле советских граждан. Так, ночью с 3 на 4- августа 1941 года Брумбергс вместе с “самоохранниками” Аневицс и Бризниекс самовольно арестовали и зверски расстреляли семью советского активиста Мамис Отто, его жену Эльзу Мамис и 7-летнюю дочь Велгу Мамис. Как установлено расследованием, Брумбергс лично зверски расстрелял Эльзу Мамис и ее семилетнюю дочь Велгу. После убийства Мамис Отто, Эльзы Мамис и Велги Мамис “самоохранники” продолжали издеваться над их трупами. Так, Брумбергс из пистолета “ТТ” несколько раз стрелял в упор по трупам убитых.

При проведении полицейско-медицинского осмотра трупов оккупационными властями 4 августа 1941 году у Мамис Отто обнаружено четыре сквозных огнестрельных ранения, у Мамис Эльзы обнаружено несколько сквозных огнестрельных ранений грудной клетки. Левая сторона головы полностью раздроблена. Лобная, височная и затылочная кости раздроблены на несколько осколков. Головной покров разорван в клочья. Малый и большой мозг раздроблены и смешаны с волосами. У Мамис Велги (семилетняя дочь) обнаружены три сквозных огнестрельных ранения в области головы и обеих верхних конечностей, разбит череп и на животе 2 см ниже пупа рана длиной 7 см и шириной 3 см с темно-коричневыми обгоревшими краями, глубиной 3 см.

За зверское убийство семьи Мамис Брумбергс вместе с “самоохранниками” Аневицс и Бризниекс в 1941 году были арестованы местной полицией, но по указанию немецкого гестапо через три дня были освобождены. Участие Брумберга в зверском убийстве семьи советского активиста Мамис, помимо собственного признания Брумбергс, бесспорно доказано свидетельскими показаниями и письменными доказательствами по делу.

Как командир отделения “самоохраны” Брумбергс задерживал советских граждан, которых передавал в распоряжение немецких властей, и их дальнейшая судьба неизвестна. Вместе с другими участниками “самоохраны” Брумбергс в июле 1941 года участвовал в операции по задержанию бойцов Советской Армии. В результате этой операции было задержано 10 бойцов Советской Армии и одна женщина, которые были переданы немецким властям и их дальнейшая судьба неизвестна. Участие Брумберга в задержании советских граждан и бойцов Советской Армии доказано показаниями свидетелей: Страутманис Я.Я., Бирзниекс К.Ю. и объяснением обвиняемого Брумбергс.

Участие Брумбергс в перечисленных прступлениях доказано свидетельскими показаниями свидетелей: Экштейнс М.Э., Петерс А.Э., Петерс М.К., Страутманис Я.Я. и пояснениями обвиняемого Брумбергс…

18.03.2005 , 11:58

vlasti.net


Написать комментарий

У НАС НА ТЕРРИТОРИИ НУКУТСКОГО Р-НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ЖИЛИ ВЫСЛАННЫЕ ПРИБАЛТЫ ЛИТОВЦЫ ЭСТОНЦЫ ТРУДНО ПОВЕРИТЬ,ЧТО ИХНИЕ ОТЦЫ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ УБИЙЦЫ И НАЦИСТЫ.СТРАШНЫЕ ДЕЛА ДЕЛАЛИ И ЭТО ПРАВДА.УЖАС.

наглая пропоганда большевизма писал явно ярый коммунист

василий: У НАС НА ТЕРРИТОРИИ НУКУТСКОГО Р-НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ЖИЛИ ВЫСЛАННЫЕ ПРИБАЛТЫ ЛИТОВЦЫ ЭСТОНЦЫ ТРУДНО ПОВЕРИТЬ,ЧТО ИХНИЕ ОТЦЫ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ УБИЙЦЫ И НАЦИСТЫ.СТРАШНЫЕ ДЕЛА ДЕЛАЛИ И ЭТО ПРАВДА.УЖАС.

убийцы вы русские столько говна наземле сделали

Написать комментарий