Старший решил за жильцов

Когда в многоквартирном доме необходимо сделать какой-то ремонт, то его детали обсуждают между собой старший по дому и представитель обслуживающей организации, например, ПЖКХ. Но случается так, что старший все вопросы решает на собственный страх и риск, ставя жильцов перед свершившимся фактом.

Именно так и получилось в одном из домов в центре города. Инициативу там взял даже не старший по дому, а старший по подъезду. Сначала он посчитал, что следует сделать ремонт в подъезде, а потом пришел к выводу, что еще необходимо заменить стояки. Ремонт и в самом деле требовался, но вопрос упирался в деньги. Оказалось, что на лицевом счете дома их недостаточно. Тогда старший решил, что на недостающую сумму скинутся жильцы подъезда. Пройдясь по квартирам, он получил согласие кого-то из жильцов, но не всех. И вот в доме появились ремонтники. Они споро принялись менять стояки. Причем настолько споро, что в одной из квартир проломали наружную стену, так что образовалась весьма большая дыра. Узнавший об этом владелец квартиры примчался среди бела дня с работы, ахнул и схватился за голову. А в редакцию пришла жилица этого подъезда, очень возмущенная, между прочим. Она возмутилась тем, что старший по подъезду не согласовал с жильцами вопрос об оплате этих работ. Просто решил за них, что теперь в счет за обслуживание жилья будет включена сумма, затраченная на ремонт.
— А если я не буду платить? — спросила жилица.
— На вас «повиснет» долг, — ответил сарший.
— Имеет ли он право так поступать, т.е. решать вопрос оплаты ремонтных работ в доме, не получив согласия жильцов? — спросила в редакции женщина.

Мы этот вопрос переадресовали председателю Клуба защиты прав потребителей Эдмунду Папшу.
— Если необходимо в доме сделать крупный ремонт, например, кровли, теплоузла и т.д., а для этого снимаются деньги с лицевого счета дома, то старший по дому ( а не по подъезду) должен провести общее собрание жильцов. При этом составляется список участников собрания, каждый подписью подтверждает свое участие в собрании. Ведется протокол собрания, т.е. все должно быть сделано вполне официально. Жильцы должны дать согласие на оплату работ, а если денег на лицевом счете не хватает, то и на то, что они согласны на дополнительную плату. Старший по дому должен ознакомить жильцов со сметой, причем смету он может составить сам или заказать специалисту. Если ПЖКХ предлагает свою смету, то можно с ней согласиться или нет. Можно, например, предложить использовать более дешевые материалы. Этот протокол собрания передается в ПЖКХ, и он становится основанием для начала работ и определенной схемы оплаты — сразу, на год, в течение нескольких месяцев. Дополнительная оплата работ (помимо денег с лицевого счета) распределяется на жильцов пропорционально площади их квартир.

Если средства с лицевого счета не используются, а только личные деньги жильцов, то достаточно провести собрание подъезда, но опять-таки по всей форме.

Если на лицевом счете денег не хватает, то ПЖКХ может и само профинансировать работы, но в течение года жильцы должны эти деньги вернуть. Ремонт ПЖКХ может сделать своими силами или нанять какую-нибудь фирму.

Как видим, старшие домов и подъездов не могут самостоятельно, без учета мнения жильцов, решать вопрос о ремонтных работах в доме. Понятно, речь идет о больших работах, а не, скажем, такой мелочи, как покраска входной двери. К сожалению, до сих пор не упорядочен не только юридический статус старших по дому, но и до конца не отработаны вопросы сотрудничества с жильцами, ПЖКХ и другими обслуживающими организациями. Поэтому и случаются конфликты, подобные тому, который описан в начале материала. Будем надеяться, что новая дума больше уделит внимания этой проблеме.

15.03.2005 , 11:18

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий