Игорь Левитин: «Наш приоритет – экономика!»

Сегодня в Риге состоится очередное, уже третье по счету, заседание латвийско-российской межправительственной комиссии. В ходе заседания планируется обсудить целый ряд вопросов, актуальных для отношений двух стран. Со времени создания комиссии в 2006 году с российской стороны ее возглавляет министр транспорта России Игорь Левитин.

Вчера сопредседатель межправительственной российско-латвийской комиссии, министр транспорта России Игорь Левитин дал интервью газетам “Час” и “Неаткарига”.

Что в повестке дня?

- В настоящее время комиссия ведет работу по согласованию примерно 20 договоров, которые Латвии и России предстоит заключить между собой. Какие из этих документов вы бы могли отметить как особенно важные?

- Самым главным я бы назвал соглашение об избежании двойного налогообложения – его подписания просят представители бизнеса. Так же как и подписания соглашения о защите инвестиций.

Конечно же, очень важным для нас остается реализация соглашения по социальной защите. Этот документ касается лиц пенсионного возраста, и в период кризиса значение этого соглашения увеличивается. Близким к подписанию является соглашение о ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решаются вопросы о сотрудничестве в области туризма, окружающей среды, визового режима, науки и образования.

Следует отметить, что российская и латвийская нормативно-правовые базы различаются. Латвия зависит от нормативно-правовой базы Евросоюза. И нам, несмотря на двусторонние отношения с Латвией, надо учитывать это обстоятельство. Поэтому заключение двусторонних соглашений не всегда продвигается достаточно быстро.

- Автомобильные пробки на границе Латвии и России перестали быть актуальными благодаря кризису. А что будет после того, как кризис закончится?

- Да, с сухопутной границей есть проблема… До кризиса объем импорта в Россию был чрезвычайно высок, и надо было обеспечить прохождение всего этого объема импорта через пункты пропуска. До кризиса более половины грузов поступало в Россию автомобильным транспортом. Это говорит о том, что мы не развиваем потенциал морских портов и железнодорожного транспорта. И это дисбаланс.

Действительно, кризис временно снял проблему на границе, но экономика всегда развивается по спирали. И поэтому нам надо выйти из кризиса с другой, более подготовленной, инфраструктурой. Я считаю, что кризис дает нам шанс адаптировать нашу инфраструктуру к более высоким и скоростным объемам перемещения грузов.

Порты: программа на завтра

- Россия очень активно развивает свои северо-западные порты. Не уменьшается ли в этой связи интерес России к латвийским портам?

- Россия долгое время не имела возможности предоставить бизнесу те условия перевалки грузов, которые были созданы в Советском Союзе в Балтии и на Украине. По сути это была безальтернативная ситуация. Сейчас мы создаем альтернативные проекты, которые позволят нашему бизнесу выбирать – где комфортнее, где дешевле. И пусть бизнес выбирает. За пять месяцев нынешнего года из 150 миллионов тонн грузов, переваленных на Балтике, 27 миллионов тонн перевалено в Латвии. Это показатель конкурентоспособности латвийской транспортной инфраструктуры. Мы это учитываем. И, конечно же, бизнес все равно (особенно в кризис!) будет выбирать более дешевые маршруты.

- В одном из интервью вы сказали, что для того чтобы привлечь российские грузы в балтийские порты, надо предложить выгодные тарифы, в том числе и на железнодорожные перевозки. Решается ли как-то этот вопрос?

- Я уже более пяти лет работаю министром транспорта, и все это время я постоянно спрашивал у латвийских партнеров: почему вы не вступаете в транзитное соглашение между странами СНГ и Эстонией? Страны, объединенные транзитным соглашением, определяют тарифы для каждого вида грузов. И все время слышал от латвийских коллег ответ: пока не решили… Думаю, что за это время Латвия потеряла большой объем перевозок грузов, потому что грузы уходили в другие страны.

Вступление Латвии в прошлом году в транзитное соглашение уже принесло свои результаты: несмотря на уменьшение объема перевозок, транзит через Латвию увеличился. Но я считаю, что время было упущено. Став членом транзитного соглашения, Латвия может нарастить объемы транзитных перевозок. И мы это приветствуем.

- Может ли Латвия как-то принять участие в проекте Северного трубопровода?

- Этот вопрос не совсем относится к сфере моей деятельности. Могу сказать, что маршрут “Северного потока” определен. И договаривающиеся стороны решают вопросы технического и экологического характера. Думаю, что вопрос об изменении маршрута сейчас не актуален.

- Вы предложили создать в рамках межправительственной комиссии группу по региональному сотрудничеству. С чем связана эта ваша инициатива?

- Не всегда с уровня российского и латвийского правительств можно оперативно рассматривать каждый региональный проект. И мне кажется, что в этом вопросе сможет помочь рабочая группа по региональному развитию: она даст возможность оперативно принимать решения, важные как для территорий соседних регионов, так и крупных промышленных узлов – таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.

- Какова надежда на то, что возобновит работу трубопровод на Вентспилс?

- Правительство России начало проект по переносу части транзитного потока нефти через порт Усть-Луги. Мы полагаем, что в этом году Россия отправит свой танкер с нефтепродуктами из Усть-Луги, а к 2012 году там начнется переработка нефти. Вентспилс, на мой взгляд, упустил время. Россия предлагала Латвии рассматривать этот проект, но предложение не было принято. Мы не могли ждать, мы искали альтернативные пути доставки нефтепродуктов. И сейчас вопрос о Вентспилсе актуален не так, как раньше…

- Насколько на работу межправительственной комиссии влияет градус политических отношений Латвии и России?

- В работе комиссии участвуют представители исполнительной власти, и, конечно же, для нас градус политических отношений между нашими странами очень важен. Но определяющими для нашей комиссии все-таки являются вопросы экономики. Межправительственная комиссия решает вопросы экономического сотрудничества, мы работаем для того, чтобы экономика наших стран успешно развивалась. Но крайне важной для нас остается и гуманитарная составляющая межгосударственных отношений – сотрудничество в сфере культуры, науки, образования.

Штрих

- Вы уже не в первый раз приезжаете в Ригу. Изменился ли наш город со времени вашего последнего визита?

- Когда наш самолет подлетал к Риге, я заметил, что на подходе к Рижскому порту, к сожалению, мало кораблей. С воздуха все хорошо видно… А сама Рига, как всегда, остается очень красивым городом.

оценка

Министр экономики Латвии, сопредседатель латвийско-российской межправительственной комиссии Артис Кампарс считает, что латвийская экономика начнет оживать весной следующего года, и видит большой потенциал в отношениях с Россией.

- Какие надежды вы возлагаете на заседание комиссии?

- Думаю, что это хороший шаг для налаживания наших отношений. Мы также надеемся, что будут развиваться отношения Латвии с регионами России. Для меня важно, чтобы это заседание принесло конкретные результаты. И такие результаты обязательно будут. Я уверен.

- Во время кризиса значительно уменьшился товарооборот между Латвией и Россией. Как, на ваш взгляд, можно исправить эту ситуацию?

- У Латвии и России в этом смысле есть большой потенциал. И мы сейчас делаем все для того, чтобы, когда Латвия и Россия начнут выходить из кризиса, увеличивался бы и товарооборот. На заседании комиссии мы поднимем и эту тему.

- Насколько велика вероятность банкротства Латвии? Некоторые специалисты утверждают, что транш от Еврокомиссии только отсрочит дефолт страны.

- Слухи о гибели нашей экономики немного преувеличены. Я не думаю, что у нас есть серьезный повод говорить о возможности дефолта в стране. Латвия ведет переговоры с МВФ и Еврокомиссией о получении очередных траншей. Эти переговоры идут тяжело, как всегда в таких случаях, но небезрезультатно.

Мы прогнозируем, что своего дна кризис достигнет в начале следующего года. И надеемся, что уже весной в Латвии начнется подъем экономики.

Вадим РАДИОНОВ.


Написать комментарий