ЕК и МВФ боятся банкротства Латвии, которое потянет на дно старую Европу

Подписав обновленный Меморандум о взаимопонимании с Еврокомиссией, Латвия, по сути, лишилась суверенного права распоряжаться единственным источником своих доходов — налогами.

Впредь каждый свой шаг в области налогового законодательства мы обязаны согласовывать с международными кредиторами, пишет Телеграф. Если, конечно, хотим получить следующие порции денег. “Не хотеть” у нас уже не получится, а потому о самостоятельности Латвии пока придется забыть. Да и чего еще было ждать, если на протяжении нескольких лет латвийская политическая элита демонстрировала Евросоюзу позорное неумение не то что строить долгосрочные планы по развитию страны — даже набивать свои карманы у нас получалось бездарно.

Вступив в НАТО и ЕС, Латвия утвердила все значимые европейские директивы, приняла ряд демократических законов, создала Бюро по борьбе с коррупцией и как будто двинулась “проевропейским” путем. В результате рычаги влияния Европы и НАТО на местную политическую элиту ослабли, а элита тем временем совершила все возможные ошибки, от которых ее неоднократно предостерегали и ЕС, и тот же МВФ: субсидировала недвижимость, допустила кредитный бум, не принимая новых налогов, что, в итоге привело к перегреву экономики и той ситуации, в которой мы находимся сейчас. Вот и понял ЕС, что посткоммунистические страны, вроде нашей, еще нужно кнутом и пряником научить “хорошо себя вести” в европейском сообществе. Только вот “пряник” на Латвию уже истратили и, не дождавшись результата, взялись за кнут.

Теперь всем, наконец, стало ясно, что мы все еще не самостоятельны, а значит, рычаги внешнего влияния вновь пришли в движение. А в движение их приводят огромные потоки внешнего финансирования со стороны ЕК и МВФ. Эти деньги призваны приструнить “отбившихся” от рук нас — это наша большая дубинка, которая одновременно является частичной потерей суверенности нашего государства. Хотя, конечно, никто за рубежом не назовет этого так. Никто не хочет возиться с двумя миллионами “бесприютных” людей. Даже Швеция никоим образом не хочет брать на себя ответственность за наших безработных и пенсионеров. Одно дело раздавать кредиты и зарабатывать в бедной стране, другое — пытаться вывести ее на грамотный, самостоятельный путь.

Чисто технически, подписавшись под меморандумом с ЕК, Латвия попала в классическую ситуацию “проблемного” заемщика, чей кредитор, особенно — сильно раскошелившийся кредитор, хотел бы знать каким образом заемщик управляет его деньгами и как собирается их отдавать. Но с другой стороны совершенно ясно, что сегодня в страну пришло ни что иное, как непрямое внешнее управление.

Полагаю, что теперь, даже если Латвия захочет уменьшить налоги, ей не позволят этого сделать. И даже наоборот, при необходимости ЕК и МВФ еще и потребуют от правительства нового повышения налогов — кредиторы не хотят, чтобы доходы бюджета снижались. Наша обязанность — достичь дефицита бюджета в 3% к 2012 году, ввести евро и вернуть долг. Любыми способами.

Другой вопрос — почему ЕС и МВФ так возятся с нами? Да просто иного выхода у них пока нет. Для ЕС стабильность Латвии — это вопрос стабильности всей Европы, ну а МВФ преследует геополитические цели — дай нам обанкротиться, и на внешнюю границу ЕС моментально распространится влияние России.

Банкротство Латвии потянет за собой сперва Литву с Эстонией, потом наиболее слабые страны Восточной Европы, включая Венгрию, ну а затем перекинется на “старый” ЕС. Катастрофа в Прибалтике ударит по Скандинавии, а катастрофа в Венгрии — по Австрии, чьи банки выдали венграм едва ли не больше кредитов, чем шведские латышам.

Опасаясь этого, ЕС и МВФ “тушат” Латвию непропорционально огромными деньгами. Мало кто знает, но, согласно правилам МВФ, исходя из своих размеров и экономических масштабов Латвия имела право претендовать максимум (!) на пару сотен миллионов евро. Мы же получили 7,5 млрд. Однако не стоит думать, что вытягивать нас будут вечно.

Международные кредиторы будут “субсидировать” нас лишь до тех пор, пока экономика Европы и США не покажет явные признаки улучшения. И вот тогда, если Латвия сама не успеет отыскать способ встать на ноги, у нас случатся и девальвация, и дефолт, и все с ними связанное. Да только вот эффекта “домино” мы тогда уже не окажем и России будем не особо нужны, а значит резона поддерживать нас у кредиторов не останется. Латвию, конечно, не бросят, но о финансовой поддержке мы сможем забыть. Мы станем безопасным и контролируемым государством, чье банкротство не представляет из себя угрозы, а значит — и интереса для США и ЕС.

Самое обидное в этой ситуации то, что несостоятельность нашей политической элиты наряду с имеющим место косвенным внешним управлением нашим налоговым законодательством могут не помочь, а, напротив, помешать Латвии восстановить свою экономику. Для этого, например, потребуется сократить некоторые налоги, предоставить помощь предпринимателям и пойти на другие шаги, которых нам могут попросту не позволить.

Все, что от нас хотят и ЕС и МВФ, — оставаться тихой и спокойной окраиной Европы, чтобы люди здесь жили, не устраивали дебоши, работали и, когда надо, посылали солдат на военные миссии. Но в долгосрочной перспективе у кредиторов хватает собственных проблем. Если Латвия не изловчится восстановить экономику в текущих условиях, то уже через пару лет ее банкротство вновь станет реальностью.

Нас, конечно, вряд ли выгонят из Европы, но и ничего особо радужного нас в этом случае не ждет. Поэтому у Латвии есть еще несколько лет, за которые наш неповоротливый, недальновидный и ворующий государственный механизм должен успеть прозреть и создать спокойную, продуманную долгосрочную стратегию развития страны, понять ее место в изменившемся после кризиса мировом экономическом пространстве. Если государство прозреет вовремя, то и вернуть эту сумму в 7,5 млрд. для нас не составит труда.


Написать комментарий