За что сражались латвийские легионеры? (часть 2) 1

Миф о борьбе за независимость родины опровергается данной ими присягой на верность лично Адольфу Гитлеру

По схожему сценарию развивались события в Латвии, откуда 16 октября 1941 года на фронт в Россию был отправлен 16-й добровольческий латышский батальон под командованием полковника-лейтенанта Карлиса Мангулиса. А в конце декабря в Белоруссию отправили 17-й Видземский латышский батальон.

Часть 1

Желающих служить было так много, что шеф немецкой полиции рейхскомиссариата “Остланд” обергруппенфюрер СС Эккельн решил на этом отличиться и стал поставлять латышских добровольцев на все фронты. 13 января 1942 года он отправил 18-й Курземский батальон на Украину. 30 марта “одолжил” 21-й Лиепайский батальон осаждавшей Ленинград группе армий “Север”. В мае направил еще два латышских батальона на Украину, один — в Белоруссию и один под Ленинград. К середине 1942-го семь латышских добровольческих батальонов воевали на Украине, шесть — в Белоруссии и Польше, а три батальона отличились в боях под Ленинградом, где были отмечены немецким командованием и рейхсфюрером Гиммлером, посетившим в январе 1943-го Ленинградский фронт.
Убедившись в боеспособности латышей, Гиммлер приказал сформировать латышский легион СС, куда пожелали вступить 32 000 добровольцев! В марте 1943 года сформированную из них 15-ю ваффен-гренадерскую дивизию СС (1-ю латышскую) возглавил министр обороны Латвии генерал Рудольф Бангерскис, удостоенный звания группенфюрера СС. В состав дивизии вошли 15-й, 32-й, 33-й и 34-й ваффен-гренадерские полки, где кроме латышей служили немцы (офицеры) и добровольцы из ряда европейских стран. Все они принесли торжественную присягу Гитлеру и были отправлены на фронт.
Боевое крещение 1-я латышская дивизия СС получила в ноябре 1943 года в боях под Новосокольниками, отражая наступление советских войск. Как пишут историки, “защищались латыши отчаянно и успешно отразили несколько атак противника, хотя и ценой больших потерь”. После этого дивизия участвовала в непрерывной серии тяжелых оборонительных боев, а осенью 1944-го едва избежала окружения, когда ее вывели в Восточную Пруссию. А затем под ударами Красной армии дивизия отходила все дальше на запад и в апреле 1945-го остатки дивизии сдались британским войскам.
В дивизии, хотя она не была немецкой, поначалу носили петлицы с арийскими эсэсовскими рунами — знак особой чести. Потом ввели нашивку с изображением свастики. А затем появилась национальная символика — три звезды на фоне солнечных лучей и нашивка с цветами латвийского флага и надписью Latvija на рукаве. Пять воинов 15-й ваффен-гренадерской дивизии СС — бригаденфюрер СС немец Николаус Хейльман, штандартенфюрер СС латыш Карлис Аперато, оберфюрер СС уроженец Фландрии Адольф Акс, штурмбанфюрер СС немец Эрих Вульф и унтершарфюрер СС латыш Карлис Сенобергс — были удостоены Гитлером Рыцарских железных крестов.
Доблесть, проявленная латышами в боях, побудила немцев сформировать в марте 1944 года 2-ю латышскую добровольческую дивизию, получившую название 19-й гренадерской дивизии ваффен-СС. Базой для нее послужила 2-я латышская добровольческая бригада, воевавшая на Восточном фронте с конца 1943 года. В состав дивизии вошли: 42-й ваффен-гренадерский полк СС “Волдемар Вайс”, 43-й ваффен-гренадерский полк СС “Генрих Шульдт”, 44-й ваффен-гренадерский полк СС и 19-й ваффен-артиллерийский полк.
Когда численность дивизии достигла штатных 10 500 человек, ее бросили в ожесточенные оборонительные бои под Ленинградом. Потом дивизия участвовала в “битве европейских СС” под Нарвой, а затем с боями отступала, пока не попала в Курляндский котел, где почти вся погибла. 11 гренадеров дивизии были удостоены Гитлером Рыцарских железных крестов, а командир 42-го добровольческого гренадерского полка СС оберфюрер Волдемар Вайс стал первым латышом, получившим эту награду. Воины дивизии носили свастику на петлицах, а также нарукавную нашивку с национальной символикой.
Такова краткая история ваффен-СС и участия в них балтийских добровольцев, которых судили в СССР за измену родине. Так кем же были эти люди — солдатами фюрера и великой Германии, борцами за независимость своих стран или преступниками? Если оставить эмоции и оперировать фактами и базисными юридическими документами, то дело выглядит так.

Литовцы не встали под знамена фюрера

После нападения Германии на Советский Союз литовцы массами дезертировали из Красной армии, а когда советская власть вернулась в Литву, тысячи литовцев ушли в леса, чтобы сражаться за свою независимость. Но не под знаменем фюрера. Литовских дивизий и легионов ваффен-СС не было! А молодые эстонцы и латыши, вступив в ваффен-СС, встали под знамена бесноватого фюрера. И это был их сознательный выбор, хотя он мог быть и иным.

“Хорошие” и “плохие” СС

Международный Нюрнбергский трибунал по военным преступлениям и преступлениям против человечности, чьи решения имеют бессрочную историческую и юридическую силу, однозначно квалифицировал СС как преступную организацию, чьи структуры использовались для преступных целей, “включая преследование и уничтожение евреев, пытки и убийства в концлагерях, эксцессы на оккупированных территориях, осуществление программы рабского труда, ужасное обращение и умерщвление военнопленных”. На это нынешние “адвокаты” ваффен-СС отвечают, что их “подзащитные” воевали на фронтах и потому были солдатами, а не палачами. Но так ли это?
Организационная структура СС подразделялась на ряд ступеней и блоков. Это “верхушечная” бюрократия (главное управление СС, личный штаб рейхсфюрера Гиммлера и пр.), ведавшая кадрами, наградами, судом и пайками. Это Главное управление имперской безопасности (РСХА), включавшее в себя государственную тайную полицию (гестапо), уголовную полицию (крипо), внешнюю разведку (СД) и другие ключевые органы жизнедеятельности Третьего рейха. Это войска особого назначения (ваффен-СС) — интернациональная элита и ударная военная сила национал-социализма, сопоставимая по военной мощи с вермахтом. И это Allgemeine-SS (альгемайне-СС, общие СС), осуществлявшие охрану важных государственных объектов и высших нацистских бонз, ведавшие охраной концлагерей, проведением карательных операций и расовой политики Третьего рейха.
Солдаты и ветераны ваффен-СС всегда презирали альгемайне-СС, считая их тыловыми крысами, и очень гордились своими боевыми заслугами. Да, это так. Но тут не следует забывать, что ваффен-СС были тесно связаны с альгемайне-СС, полицейскими карательными частями и охраной концлагерей. Ведь прежде чем попасть в ваффен-СС, добровольцы из числа неарийских народов проходили проверку в эйнзацкомандах и концлагерях, и лишь выказав там “твердость руки и духа” (то есть верша геноцид и иные преступления), удостаивались чести стать гвардейцами фюрера.

Цитата

Не следует забывать, что ваффен-СС были тесно связаны с альгемайне-СС, полицейскими карательными частями и охраной концлагерей. Ведь прежде чем попасть в ваффен-СС, добровольцы из числа неарийских народов проходили проверку в эйнзацкомандах и концлагерях, и лишь выказав там “твердость руки и духа” (то есть верша геноцид и иные преступления), удостаивались чести стать гвардейцами фюрера.

В апреле 1941 года в ваффен-СС была включена вся система охраны концлагерей. Охранникам были выданы стандартная полевая серая униформа ваффен-СС, воинские знаки различия и стандартные расчетные книжки ваффен-СС. И такая ситуация сохранялась до весны 1942-го, когда концлагеря передали в ведение Главного административно-хозяйственного управления СС (ВФХА), которое возглавлял обергруппенфюрер СС Освальд Поль. Таким образом, целый год концлагеря и лагеря военнопленных структурно входили в ваффен-СС. Именно в это время на территории стран Балтии возникло около 40 “воспитательно-трудовых” (как они именовались нацистами) концлагерей, где были уничтожены сотни тысяч евреев, мирных граждан разных европейских стран и советских военнопленных. В этом активно участвовали местные добровольческие формирования, члены которых потом воевали в ваффен-СС.
К тому же в системе боевых и общих структур СС шел кругооборот кадров: из карательных и охранных частей пополнялись боевые ваффен-СС, а в охранные и карательные части альгемайне-СС отряжали проштрафившихся бойцов, резервистов и негодных к военной службе ветеранов ваффен-СС. Так осуществлялась ротация лагерного служебного персонала. А в мае 1944 года Гиммлер издал приказ перевести 10 000 резервистов СС в охранные части концлагерей. Туда переводили даже солдат из люфтваффе и ВМС.
Ну а дивизия ваффен-СС “Мертвая голова” вообще была двуликим Янусом: все ее новобранцы и резервисты обязаны были пройти спецподготовку в эйнзацкомандах и концлагерях. Поэтому все они были не только отчаянными бойцами, которыми восхищался фельдмаршал Эрих фон Манштейн, но и отпетыми палачами, не случайно носившими на своих петлицах череп. Весьма показательна здесь судьба знакомого нам шефа полиции рейхскомиссариата “Остланд” обергруппенфюрера СС Фридриха Эккельна, которого из теплой Риги отправили на фронт в дивизию “Мертвая голова”, а потом вернули в Латвию решать “еврейский вопрос”. И он его решал, лично участвуя в уничтожении рижского гетто. А когда палач выполнил поставленную задачу, его вновь призвали на фронт. То же было при ликвидации восстания в варшавском гетто, которое безжалостно подавили снятые с фронта части ваффен-СС. И во многих других случаях.
Поэтому разделять эсэсовцев на “плохих” и “хороших” нельзя. Британский историк Гордон Уильямсон пишет: “Истина состоит в том, что ваффен-СС в течение всей войны совершали варварские злодеяния как на фронте, так и в тылу”. А мировое сообщество, судившее гитлеровский нацизм, вынесло не только общий приговор нацистскому “ордену меченосцев”, но и его боевому крылу. В приговоре Нюрнбергского трибунала сказано, что ваффен-СС “в теории и на практике являлись неотъемлемой частью организации СС, такой же, как и любая другая ее ветвь”, и что они “несут прямую ответственность за убийства пленных и массовые казни на оккупированных территориях”.

“Всегда готов умереть за рейх!”

Другая красивая сказка про ваффен-СС состоит в том, что воевавшие в них “неарийские” добровольцы (в частности, эстонцы и латыши) боролись за свободу и независимость своих стран. Позвольте спросить, независимость от кого? Вот текст присяги, которую по особо торжественному ритуалу в день рождения фюрера приносили все новобранцы ваффен-СС:

Я клянусь тебе, о Адольф Гитлер,
Как фюреру и канцлеру Немецкого рейха
В верности и бесстрашии.
Я клянусь тебе и тем, кто стоит надо мной,
Кого бы ты ни назначил:
Послушание вплоть до смерти!
И поможет мне Бог.

Где тут Латвия, Эстония и любая другая страна, включая Германию?! Их в присяге ваффен-СС нет и быть не могло, ибо изначально “тевтонский орден” СС замышлялся как преторианская гвардия Гитлера — таким он и оставался. И никакой независимости Балтии, как и другим оккупированным странам, Гитлер давать не собирался. В лучшем случае они могли рассчитывать на административную автономию в составе рейхскомиссариата “Остланд”, куда страны Балтии вместе с Белоруссией входили в 1941—1944 годах. Так что, присягнув Гитлеру, легионеры ваффен-СС сражались за эту “независимость”. Она их устраивала, за нее они бились до конца.
Приведу малоизвестный факт. Столицу Третьего рейха (не подступы к ней, а сам Берлин), помимо юнцов из гитлерюгенда, стариков из фольксштурма, двух неполных дивизий 47-го корпуса вермахта и 600 эсэсовцев охранного батальона Гитлера, отчаянно защищали части 11-й панцер-гренадерской дивизии ваффен-СС “Норланд” (где воевали датские, голландские, норвежские, эстонские, финские, французские, шведские, швейцарские и британские добровольцы), остатки 33-й французской интернациональной ваффен-гренадерской дивизии СС “Шарлемань” и латышский батальон из 15-й ваффен-гренадерской дивизии СС.
То есть большинство одетых в эсэсовскую форму бойцов, защищавших Берлин, не были немцами, а рейхстаг защищали почти поголовно ненемцы! И среди них были сотни латышей и эстонцев — верных гвардейцев фюрера. А если бы кто-то из них вдруг заявил, что он воюет не во славу фюрера и великой Германии, а за свободу и независимость своей родины, то его тут же отдали бы под эсэсовский трибунал и с позором казнили. Поэтому утверждение, что эсэсовские “воины-интернационалисты” со всей Европы, присягнув Гитлеру, воевали за свободу и независимость оккупированных Гитлером стран, является просто абсурдным.

Право на выбор

Но был ли выбор у тех молодых эстонских и латышских парней, которые пошли воевать в ваффен-СС? Возьмем Украину, где ситуация в годы Второй мировой войны была схожа с балтийской. Степан Бандера возглавил там созданную в 1929 году Организацию украинских националистов (ОУН), которая сражалась и против гитлеровцев и против Советов. Оуновцы были ярыми врагами советской власти, но так как они не входили в СС, то Нюрнбергский трибунал не отнес ОУН к числу преступных организаций, а посему Бандеру Москве после войны не выдали, и в 1959 году он был ликвидирован чекистами.
Другое дело — 14-я гренадерская дивизия ваффен-СС “Галичина”, где тоже служили украинские националисты. Но они присягнули Гитлеру и воевали в преступной организации, а потому после войны подлежали судебному преследованию и взаимной выдаче. И если бы не польский генерал Андерс, который сказал англичанам, что галичане — это поляки, то уцелевших бойцов дивизии ваффен-СС “Галичина” выдали бы НКВД.
То же было и в Балтии. Эстонские и латышские патриоты, если они стояли за независимость своих стран, должны были сражаться и против гитлеровцев и против Советов. Или пересидеть немецкую оккупацию, чтобы сражаться с советской. Или поехать на работу в Германию. Но не идти под знамена СС. Перед литовскими парнями стоял тот же выбор, что перед их эстонскими и латышскими сверстниками. Но присягать Гитлеру в массовом порядке они не стали, хотя литовские добровольцы в ваффен-СС были. Были отдельные воинские формирования, карательные полицейские силы, творившие военные преступления и Холокост, но литовских дивизий и легионов ваффен-СС не было!
Предвоенная и военная история Европы очень трагична и сложна. Был пакт Молотова—Риббентропа. А до него был сговор лидеров западных демократий, допустивших в 1938 году аншлюс Австрии и подписавших Мюнхенский договор, отдавший на растерзание Гитлеру Чехословакию (в дележе которой приняли участие правительства Венгрии и Польши) и развязавший агрессору руки. В той исторической ситуации у всех было рыльце в пуху. Но в решающий момент вселенской схватки — он наступил в 1941 году, когда вся Европа была захвачена немцами, Германия напала на СССР, а Япония на Америку — в мире осталось только два окопа. В одном сидели нацистская Германия и ее союзники, в другом — страны антигитлеровской коалиции, включая Советский Союз. И в этом черно-белом мире европейские (в том числе балтийские) легионеры СС оказались в одном окопе с Гитлером, которому они присягнули и были той присяге до конца верны.
Такова горькая правда истории и ее приговор. И кто бы из конъюнктурных соображений ни пытался ее подсластить, ничего у них не получится. Ибо вердикт Нюрнбергского трибунала вечен и обжалованию не подлежит. Кстати, в балтийских правящих верхах это понимают. Поэтому эстонские власти, желая избежать негативной реакции в Европе, решили демонтировать недавно установленный памятник воинам 20-й ваффен-гренадерской дивизии СС. Да и представители официальных латвийских властей, еще недавно любившие дефилировать по Старой Риге в колоннах ветеранов ваффен-СС, ныне стараются не “светиться”. Осторожность не помешает. Ведь на ближайшей сессии Совета Европы будет рассматриваться вопрос о попытках реабилитации гитлеровского нацизма и его структур, где среди прочих будут упоминаться и страны Балтии.

02.03.2005 , 10:38

"Телеграф"


Написать комментарий

Чего то Вы забыли о 29 дивизии СС "РОНА",30 дивизии СС (русской №2),особом формировании СС "Дружина" и казачьих соединения переданных в Ваффен СС.Проще другие народы в чем то обвинять, а у нас такого не было? Если Вы такие объективные так включили бы в статью и наших соплеменников или так просто удобней?