«Мы не собираемся нападать на Россию» 1

В этом президент Латвии заверила слушателей радиостанции "Эхо Москвы"

“В моих словах о ветеранах войны не было никакого издевательства. Я просто обратила внимание на кадры, отснятые нашим телевидением, как этот праздник отмечается в нашей стране. Если есть претензии, то их надо высказывать ветеранам”, — заявила вчера президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в интервью российскому радио Эхо Москвы, отвечая на вопрос о “вобле, водке и частушках”.

Тон беседы был достаточно острым. Как и круг тем — начиная с легионеров СС, положения русскоязычных и заканчивая празднованием Дня победы над фашизмом и оценкой результатов Второй мировой войны.
Сразу стоит отметить, что ни один вопрос не был задан слушателями напрямую. Вопросы собирались в течение нескольких дней — их можно было задать с помощью Интернета. Задавал их ведущий Эха Москвы в более смягченном виде. Вайра Вике-Фрейберга отвечала на латышском языке, смысл ее слов до россиян доводил переводчик. Как президент сама призналась в этом интервью, сейчас она прервала изучение русского, так как в преддверии поездки в Италию увлеклась познанием итальянского.
К ветеранам надо относиться нейтрально
Прежде всего президента попросили прокомментировать ее высказывания о ветеранах и о том, как они отмечают 9 Мая (речь идет о заявлении, где упоминались “водка, вобла и частушки”). “Это ни в коем случае не было издевательством. Я просто указала на кадры телевидения, которые показывают, как этот день празднуется в нашей стране”, — ответила Вайра Вике-Фрейберга.
“И если кто-то считает это обидным, то претензии надо высказывать этим ветеранам по поводу того, каким образом они это отмечают. Мы им не высказали никаких претензий, мы же демократическое государство”, — сделала вид, что не поняла вопроса Вике-Фрейберга.
Российских слушателей интересовала также оценка президентом Латвии войны и кто, по ее мнению, является победителем во Второй мировой. Но и тут президенту удалось уйти от прямого ответа. Она заявила, что нет никаких сомнений, кто победил, — тот, кто подписал мирный договор. Прежде всего это западные страны, которые сделали это 8 мая, и уже потом Россия, которой по особой просьбе Сталина отвели 9 мая. Однако, на взгляд Вике-Фрейберги, интереснее то, что произошло потом: половина Европы получила свободу и возможность демократического развития, а много стран, к которым принадлежит и Латвия, потеряли суверенитет.
Когда у Вике-Фрейберги спросили, почему у нас поддерживают льготами легионеров, она пояснила, что лично не имеет к этому никакого отношения, поскольку не обладает исполнительной властью. И вообще к ветеранам, воевавшим по обе стороны фронта, нужно относиться нейтрально, поскольку “у нас нет ветеранов латвийской армии”. Были репрессированные и высланные в лагеря, которые получили поддержку от государства, а также возможность реабилитироваться.

Двуязычия не будет

Выглядели интересными суждения президента и о бестселлере “История Латвии. XX век”. По словам Вике-Фрейберги, книга не государственный документ и за ее содержание должны отвечать прежде всего историки, ее написавшие. “Как читатель книги я бы подпись под фотографией Саласпилсского лагеря, где было сказано, что это трудовое учреждение, закавычила, это техническая ошибка. Но с другой стороны, концептуально там ошибки нет. Поскольку Саласпилс не был лагерем смерти, как Освенцим или Треблинка, — у немцев было несколько категорий лагерей, и Саласпилс в свое время выполнял разные функции”, — отметила президент.
Что касается положения русскоязычных в стране, то в Латвии, по словам Вайры Вике-Фрейберги, нет никаких преград для натурализации и обучения на родном языке: “У нас либеральные условия сдачи экзаменов по натурализации. 95% людей их выдерживают. У моего двоюродного брата жена русская, и она говорит, что ей просто сложно приложить усилия и пройти эту процедуру. Но на мой взгляд, гражданство — это то, ради чего стоит пройти этот процесс”.
Были заданы Вике-Фрейберге вопросы и относительно возможного введения в нашей стране двуязычия. Г-жа президент дала конкретный ответ: эта модель для нас неприемлема. Ее принять нам не позволяют наша история и проходившая на территории Латвии русификация.

Вражды нет

В целом Вике-Фрейберга уверена, что вражды у латвийцев к России нет: “Мы не собираемся нападать на Россию или каким-то образом угрожать ей. Так, у жителей Латвии нет никакой ненависти к россиянам, хотя мы долго жили вместе в принудительных условиях. И встречаясь с некогда сосланными в Сибирь, я поняла: они не испытывают вражды к русскому народу. Хотя мне кажется, что со стороны России такая враждебность существует”.
В конце беседы Эхо Москвы поинтересовалось, не хочет ли Вайра Вике-Фрейберга после окончания полномочий вернуться обратно в Канаду. Выяснилось, что нет. Ведь принимая решение о президентстве в Латвии, она отказалась от канадского гражданства и теперь может поехать туда только как туристка.

01.03.2005 , 10:37

Полина ЭЛКСНЕ


Темы: ,
Написать комментарий

Вайра,прогрессивная Россия с тобой!