До предела накалилась ситуация вокруг Ventspils nafta

27 февраля в интервью телепередаче латвийского канала LNT - Nedēļa (Неделя) один из акционеров АО Ventspils naftа (осуществляет нефтяной транзит России через крупнейший в Латвии Вентспилский порт) Олег Степанов сделал сенсационное заявление: крупнейшим собственником концерна, по его словам, является мэр Вентспилса и президент Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айвар Лембергс.

Более того, инициированное прочими акционерами судопроизводство, в скором времени должно раскрыть истинную роль А. Лембергса в оффшорах компании. Как сообщает корреспондент, передача была посвящена развернувшейся в последнее время борьбе за влияние в вентспилских предприятиях, в которой, как уверены авторы выпуска, столкнулись отнюдь не политические, а главным образом интересы бизнеса латвийских миллионеров. "Создатель структур Ventspils naftа (VN) был действительно гениальным человеком, – напомнили зрителям. – Так называемый “вентспилсский осьминог” представляет собой большой лабиринт, в котором наведут на ложный след каждого, кто мог бы угрожать ему со стороны. Но когда за дело взялись сами вентспилчане, то в этой ситуации несокрушимая, казалось бы, крепость может превратиться в замок на песке".

Один из возмутителей спокойствия и влиятельнейших собственников VN миллионер О. Степанов раскрыл Nedēļa, кто является истинными владельцами предприятий холдинга: “Нас там шестеро: я, Олаф Беркис, Игорь Скокс, Геннадий Шевцов, а также Янис Блажевич и Айвар Лембергс. У каждого по одной доле, у него две”. Теоретически мятежная четверка имеет большинство – четыре части, в свою очередь у А. Лембергса две, вместе с Я. Блажевичем – три, но, как отмечает Nedēļa, до сих пор во всех битвах за влияние как в Ventbunkers (VB), так и дочернем предприятии VN – “Латвийском пароходстве”, они проиграли. В четверке это объясняют возможными незаконными действиями швейцарских адвокатов Yelverton Investments (58,15% акций VB), которые якобы работают в интересах А. Лембергса. Напомним, VB считается центральной компанией в группе вентспилских предприятий – ей принадлежит контрольный пакет акций Latvijas Naftas tranzīts (LNT). В свою очередь, LNT является крупнейшим (49%) акционером АО Ventspils nafta. В общем, О. Степанов, О. Беркис, И. Скокс и Г. Шевцов решили “разобраться с адвокатами” и обратились в международный суд.

“Это серьезная заявка войны, – пояснила Nedēļa. – Процесс уже запущен, что указывает на очень высокие ставки в этой игре. И если бы в предприятии не начались внутренние разногласия, вряд ли какому-то из правоохранительных учреждений Латвии когда-нибудь удалось бы найти официальные доказательства о настоящих собственниках оффшоров. Но теперь, когда в суд обратились сами совладельцы, заинтересованные играть открыми картами, скрыть что-либо будет почти невозможно. И не исключено, что инициированное акционерами судопроизводство гораздо в более короткий срок добъется того, чего годами не могла добиться Генпрокуратура”. По данным Nedēļa, уже в начале февраля Швейцария подготовила ответы на все вопросы латвийской прокуратуры о роли А. Лембергса в оффшорах: “Это означает, что свидетельства были вынуждены давать и адвокаты Лембергса и то, что они отвечали, возможно, стало причиной кампании против Яниса Майзитиса”.

Поясним, мощную разоблачительную компанию в отношении Я. Майзитиса начала принадлежащая VN газета Neatkarīdā Rīta Avīze (Независимая утренняя газета или NRA), причем, как отмечают эксперты, именно тогда, когда стало известно: ответы по поводу договоров правовой помощи уже подготовлены. Издание же обвинило Я. Майзитиса, что в ходе одного следствия он предоставлял посольству США информацию по делу о мошенничестве в отношении американской компании Procter&Gambel. “Изначально замысел, очевидно, был в том, чтобы задержать поступление документов в Латвию, до тех пор, пока не будет назначен послушный генеральный прокурор, который, возможно, поглубже запрячет компрометирующую информацию”, – предполагает другая центральная газета Diena (День). В мае истекал срок полномочий генпрокурора, и дело дошло до того, что голосование в Сейме по этому поводу решили провести досрочно на одном из ближайших пленарных заседаний. Причем, правящая коалиция по предварительной информации решила все-таки поддержать кандидатуру Я. Майзитиса, которого на еще один срок выдвинул председатель Верховного суда Латвии.

В свою очередь Nedēļa 27 февраля продолжает швейцарскую тему: “До получения материалов в Риге пройдет еще какое-то время, так как в Швейцарии должны получить разрешение на выдачу документов. Особенность данного суда в том, что судьи принимают решение не в результате проивостояния сторон, а только прочитав присланные ими документы. Непонятна в этой ситуации позиция Лембергса, оставляющего без ответов многие утверждания четверки и объясняя все политическими, а не экономическими интересами… Лембергс отвергает утверждения четверки, что он является одним из крупнейших игроков в предприятиях VN”. У авторов выпуска на этот счет своя точка зрения: “Существенная движущая сила четверки – интересы бизнеса и возможность хорошо заработать”. Тот же О. Степанов рассказал Nedēļa, что сейчас весь концерн, на его взгляд, стоит более 1,5 млрд. долларов. “Степанов открыл еще одну любопытную деталь: интерес о долях четверки в вентспилсских предприятиях проявили не российские инвесторы, а местные политически и экономически влиятельные люди, – поведала Nedēļa. – Эти люди должны быть теми, кто способен повлиять и на политику государства, и добиться присоединения государственного капитала для обеспечения абсолютного большинства. В Латвии не так много людей, способных рассчитываться миллионами”. По словам О. Степанова, уже после продажи концерна могут попробовать “договориться с русскими, чтобы те либо поставляли нефть, либо купили предприятие”. “Но я думаю, что это заблуждение”, – подчеркнул он.

Кстати, как сообщает LETA, 25 февраля на проходившей в Риге международной конференции TransBaltica 2005 заместитель председателя совета VN Владимир Соломатин указал, что концерн получил предложение от россиян продать трубопровод по цене металлолома, обоснованное якобы плохим его техническим состоянием. “В свою очередь VN предложило российским компаниям приобрести нефтепровод за цену, включающую стоимость металлолома и минимальные затраты, необходимые для строительства нового трубопровода, однако это предложение не удовлетворило российскую сторону”, – передает слова В. Соломатина LETA.

Между тем, Nedēļa упоминает еще одного возможного покупателя – Бориса Березовского, неожиданно нагрянувшего в Ригу 25 февраля. "Какое-то время тому назад ходили слухи, что по поводу различной собственности вентспилсской группировки интересовался живущий в политической эмиграции в Лондоне российский олигарх Борис Березовский, – напомнили авторы выпуска. – Мол, речь может быть о АО “Дом печати”, а также о всем транзитном бизнесе как таковом. Но если насчет первого это еще выглядит правдиво, так как миллиардер хорошо знает значение прессы – в России ему в свое время принадлежала влиятельная империя масс-мэдиа, то насчет второго возникают большие сомнения. Что там Березовский будет качать? Официальная Москва, только заслышав его имя, становится серой от гнева и лучше свою нефть понесет ведрами, чем по трубе Березовского". Nedēļa также обращает внимание, что прибыв в Ригу Березовский так и не раскрыл истинные причины поездки, хотя они должны были бы быть действительно серьезными. На вопрос же телеканала о “Доме печати”, олигарх ответил, что покупать не собирается. Не знаком он, по собственным словам, и с Лембергсом, но сеть масс-медиа хотел бы иметь: “С точки зрения бизнеса в том же телевидении речь может идти только о создании сети, которая будет покрывать и Латвию, и Литву, и Эстонию. Этот проект с точки зрения бизнеса я пытался как-то детальнее изучать, он может быть интересным”. В свою очередь о транзитном бизнесе: “Не интересует. Пока”.

01.03.2005 , 10:13

regnum.ru


Темы: ,
Написать комментарий