Образование в Латвии должно быть лучше!

Под таким девизом в четверг в Институте транспорта и связи (TSI) состоялась дискуссия. В ней приняли участие вице-мэр Риги и лидер партии Jaunais centrs Сергей Долгополов, руководители вузов, школьные учителя и студенты


Разговор начали студенты и выпускники русских школ, которые проанализировали опыт взаимодействия с латвийской системой образования. Все пришли к выводу: несмотря на то, что они учились еще в дореформенное время, когда все предметы в школе преподавались на родном языке, это не помешало им поступить в вузы и отлично учиться там, где преподают на латышском. Да и на подготовку по базовым предметам, полученную в школе, они тоже не жалуются.

- Мне только на первых курсах в Медицинской академии приходилось чаще обращаться к терминологическому словарю, но и в этом была своя польза – я лучше заучивала термины, – сказала выпускница 40-й школы Анна Кузенко. – Окончив академию, я училась в Туринском университете уже на итальянском языке, что тоже не мешало мне усваивать материал. Я считаю, что в нашей академии уровень подготовки врачей даже выше, чем в Италии, – у нас больше внимания уделяется практике, что очень важно для будущего медика.

- Я оканчивал 22-ю школу, а сейчас учусь на отделении права Латвийской академии полиции, – сказал Сергей Малюхин. – Любопытно, что у нас на первом курсе преподают русский язык для латышей. А курсов латышского для русскоговорящих студентов нет. Очевидно, считается: если человек поступил в вуз, значит, язык он знает. В принципе, так и есть. Уровня знания латышского языка мне вполне хватает, чтобы успешно учиться в академии. Поэтому мое отношение к нынешней школьной реформе негативное.

Получать базовые знания по предметам надо на родном языке, только так их можно усвоить хорошо. Что же касается реформаторов образования, то они бы лучше подумали о том, как помочь молодым специалистам трудоустраиваться после окончания вуза. Все работодатели хотят получить специалистов со стажем работы 2- 3 года. А где взять этот стаж, если студенту сложно устроиться даже на практику, не говоря уже о работе?

- Я оканчивала 22-ю школу, а теперь учусь на кафедре социологии европейского факультета Университета Страдыня и тоже считаю, что получила в школе хорошие знания и по предметам, и по языкам – латышскому и английскому, – заявила Ирина Емельянова. – А вот уровень преподавания в университете мог бы быть не таким примитивным. И практических занятий могло бы быть больше.

- К сожалению, не все студенты отличаются такой же хорошей подготовленностью по школьным предметам, как эти ребята, – грустно заметил академик Эгон Лавенделс. – Нередко вузам приходится делать из первого курса своеобразный 13-й класс и восполнять у ребят пробелы в знаниях, иначе они не могут осваивать вузовские программы.

Академик подтвердил, что нынешние латвийские вузы больше не дают глубоких знаний по базовым предметам, и недоумевал по поводу того, что, сочиняя реформы в области образования, министерство никогда не интересуется мнением вузовских ученых.

- Это все потому, что критерии качества образования для МОН не приоритет. К тому же у Латвии нет самостоятельной политики в области образования. Хотя никому, кроме нас самих, наша конкурентоспособность в Европе реально не нужна, – заявили учитель 40-й школы Виктор Глухов и член правления TSI Михаил Каменецкий.

- Риге, в том числе и муниципальным структурам, нужны грамотные специалисты, профессионалы в различных сферах, – отметил Сергей Долгополов. – А значит, Рижская дума может выступить в роли заказчика в сфере образования. Город заинтересован в качестве образования, значит, мы вправе создать общественный совет для оценки качества работы тех же школ. Причем работать в совете должны не политики, а профессионалы. Поэтому Jaunais centrs считает, что необходимо усилить роль самоуправлений в системе образования. Самоуправления могут и должны заняться вопросами образования не только на хозяйственном уровне. Иначе наше образование лучше не станет.

26.02.2005 , 11:35

chas-daily.com


Написать комментарий