Мать разлучили с ребенком

Когда ребенок лишается матери, остается сиротой, это может самым негативным образом отразиться на его дальнейшей жизни. Не говоря уже о том, что никто не в состоянии заменить ребенку мать, никто не может дать ему столько ласки, теплоты и заботы. В наше время не так уж редки случаи, когда непутевая мамаша бросает свое дитя, отказывается от него. В данном случае история другая: мать хочет быть со своим ребенком, а ей этого не дают. Что же делать?

В юридическую контору Василия Николаева обратилась за помощью молодая женщина по имени Татьяна. Она просила юриста помочь вернуть ей дочь. Нет, ребенка не похитили, не взяли в залог. Просто ребенок находится у отца, а отец не разрешает ни матери, ни бабушке с ним встречаться. А сначала все было так красиво и хорошо. Татьяна и Олег встретились и вскоре почувствовали, что их взаимная симпатия перерастает в более глубокое чувство. И тогда они решили начать совместную жизнь. Но как и многие современные люди, с официальным оформлением брака не стали спешить. Куда спешить, зачем заключать формальные семейные узы — решили они. Главное — это любовь, а насколько она крепка, покажет время. Вот поживут вместе — и тогда окончательно поймут, подходят ли они друг другу или нет. «Испытательный срок» шел своим чередом, и вскоре Татьяна почувствовала, что ждет ребенка. Олег был вне себя от счастья, когда узнал эту новость. В феврале 2001 года родилась дочурка, и отношения супругов были еще безоблачными. Правда, в их жизни добавилось немало хлопот — началась «проза»: бессонные ночи, пеленки, детские болячки и т.п. Может быть, именно тогда их семейный очаг дал первую трещину. Дальше — больше. Начались раздоры, размолвки, ссоры и скандалы. Как сказал классик: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Не будем, однако, сильно вдаваться в психологическую подоплеку супружеских отношений молодых людей, но дело закончилось насколько тривиально, настолько и печально: в один совсем не прекрасный день декабря 2002 года Олег просто выставил свою «гражданскую» жену за дверь, а маленькую дочку оставил у себя. Кто из них прав, кто виноват — судить не нам, только факт налицо: отец самовольно разлучил мать с ребенком. А вскоре привел к себе в дом другую женщину. Может, роль мачехи этой женщине оказалась не по вкусу, а может, была другая причина, только ребенка определили на жительство к бабушке — матери Олега.

Татьяна и ее мать Валентина неоднократно обращались и к отцу ребенка, и к другой бабушке с просьбой дать возможность встречаться с ребенком, но всегда получали категорический отказ. И тогда они решили защищать свои права с помощью суда.

Юрист разъяснил им, что согласно статье 181 Гражданского закона ЛР, ребенок имеет право поддерживать отношения и иметь прямые контакты с любым из родителей. А у каждого из родителей есть обязанности и права поддерживать личные отношения и прямые контакты с ребенком. Это правило имеет место и тогда, когда ребенок разлучен с одним или обоими родителями. У того из родителей, который не живет с ребенком, есть право получать сведения о нем, особенно сведения о его здоровье, развитии, успехах в учебе, интересах и бытовых условиях, в которых он находится. У родителя или лица, на попечении которых находится ребенок, есть обязанность воздерживаться от действий, которые могли бы негативно сказаться на отношениях ребенка с другим родителем.

В данном случае, считают Татьяна и ее мать, Олег как раз и не выполняет эту обязанность. Поэтому они с помощью юриста подготовили иск в городской суд, в котором настаивают на своем праве не только встречаться с ребенком в любое время, но и взять его жить к себе. По мнению юриста, это дело выигрышное, но все-таки последнее слово останется за судом. А городской суд, в свою очередь, попросит заключение Сиротского суда. Работники Сиротского суда всегда внимательно изучают ситуацию, личности родителей, разговаривают, если необходимо, то приглашают на помощь психолога. При рассмотрении иска в суде мнение экспертов Сиротского суда, как правило, принимается во внимание. Правда, этот процесс может затянуться на 2-3 года. Как дело будет решено в данном случае, председатель Сиротского суда  Лигита Стразда не знает. Но она подчеркнула, что в соответствии с международной декларацией прав ребенка, к которой Латвия присоединилась в марте 1992 года, малолетний ребенок (до 14 лет) неразлучим с матерью. Кроме того, согласно статье 187 Гражданского закона, мать имеет право потребовать вернуть ребенка, если он находится у третьего лица (в данном случае, у бабушки — матери отца). Но может случиться и так, что Сиротский суд придет к выводу, что воспитание ребенка нельзя доверить ни отцу, ни матери. В таком случае, согласно статьи 1881 Гражданского закона, может быть назначен опекун. Л. Стразда советует в спорных, неясных ситуациях, в том числе и подобных вышеописанной, обращаться за консультацией и помощью в Сиротский суд. Там всегда в приоритете интересы ребенка.

24.02.2005 , 10:50

Борис Лавренов


Написать комментарий