Слишком медленная «скорая»

Ежегодно десятки человек умирают, не дождавшись неотложки

Минздрав разработал план по улучшению работы Cлужбы скорой помощи. Одно из основных нововведений — создание единого телефонного номера, по которому можно вызвать неотложку. Правда, о зарплатах персоналу в концепции не сказано ничего. Как и о том, где взять деньги на ее реализацию, — а необходимо ни много ни мало 38 млн. латов.

Роковые минуты

Минздрав предлагает ввести для “скорой” единый номер — 113, причем дозвониться на него можно будет как со стационарных, так и с мобильных телефонов. Сейчас вызвать “скорую” можно по номеру 03, а в некоторых сельских районах до сих пор работает лишь семизначный телефонный номер. К тому же и процесс соединения с нужным пунктом назначения занимает время: вызов поступает на Рижскую станцию, где больному сообщают о том, как позвонить в ближайшее к нему отделение.
Альтернативный вариант — номер 112. Однако и тут вызов поступает в диспетчерский центр Государственной пожарно-спасательной службы, откуда переадресуется соответствующей оперативной службе.
По словам директора Резекненской станции скорой помощи Владимира Цветкова, сейчас вызов медиков неотложки занимает лишние минуты, жизненно важные для больного. "Ежегодно десятки пострадавших умирают из-за того, что “скорая помощь” не успевает вовремя добраться до места происшествия", — сказал он Телеграфу.

Машины будут. Где взять людей?

Бригады неотложки ожидают и другие изменения. По плану, через несколько лет врачи будут ездить на новых машинах, оснащенных самой современной техникой. Сейчас 84% машин — старше пяти лет, а 43% — старше восьми. К тому же районные машины не приспособлены к тому, чтобы ездить по разбитым сельским дорогам. “Хорошая машина — это та, которая спокойно ездит по самым плохим дорогам и в которой врач может оказывать помощь больному, а не просто запихать его в машину и думать, что все будет хорошо”, — говорит Цветков.
А вот глава Рижской станции скорой помощи Семен Штрих в беседе с Телеграфом заявил, что латвийские медики оснащены ничуть не хуже европейских. Чего не скажешь об их социальных гарантиях и зарплате.
"Не хотят молодые люди связывать свою жизнь со “скорой помощью”, ведь работа сложная, нагрузка большая, стрессы ежедневные, а зарплата оставляет желать лучшего", — говорит он.
Чтобы привести в порядок систему, потребуется 33,89 млн. латов. Как Телеграфу рассказала пресс-секретарь Минздрава Зайга Барвида, деньги на эти цели будут выделены из госбюджета. Остается надеяться, что расплачиваться за новшества не придется самим пациентам.

Экспертиза

Александр ОСИПОВ, директор Лиепайской станции скорой помощи:
— Я думаю, что первым делом необходима стандартизация бригад “скорой помощи”, чтобы оборудование и персонал, например, в Риге, Краславе или в Айзпуте, не различались. Сейчас все зависит от финансирования местных самоуправлений, у которых разные возможности. А ведь люди везде одинаковы. Не менее важно повышение зарплат медикам и выделение средств на их обучение. Во многих странах мира самые оплачиваемые профессии — врачи, и люди стремятся ими стать. Мы, конечно, можем купить машины, но на них некому будет ездить.

Роберт БЕЙТАН, директор Елгавской станции скорой помощи:
— Конечно, введение единого номера — хорошая идея, но ведь для ее реализации нужны огромные деньги. А так как лишних средств в системе здравоохранения нет, неизвестно, каким образом идея будет реализована. К тому же жителям понадобится время, чтобы свыкнуться с новым номером.

18.02.2005 , 10:42

Екатерина ТИМОФЕЕВА


Темы: ,
Написать комментарий