Друг моего друга

Минувшая неделя стала богатой на военно–дипломатические сенсации. Основными ньюсмейкерами выступили главы минобороны и МИДа. Эйнарс Репше на саммите министров обороны стран НАТО в Ницце заявил, что Латвия предложила подарить Вооруженным силам Ирака стрелковое оружие.

Артис Пабрикс же авансировал: Латвия вместе с Литвой в рамках НАТО “охотно взяла бы на себя” участие “в восстановлении провинций” на западе Афганистана.

Похоже, в Риге заявления министра обороны особого энтузиазма не вызвали. Так, начальник пресс–службы Национальных вооруженных сил Латвии Улдис Давидовс затруднился проинформировать, какое оружие и в каком количестве Латвия могла бы подарить Ираку и когда дар может быть передан этой стране. Впрочем, Репше пригласил в Латвию до кучи еще и иракских и афганских военных — обсуждается вопрос об обучении военнослужащих оккупированных НАТО стран в Школе саперов в Адажи, благо дислоцировавшийся там Baltbat расформирован.

Между тем излюбленная нашим “стратегическим” бомондом тема отношений с Россией в Ницце тоже звучала в полный голос, но отнюдь не в том тоне, к которому привыкли в Риге. На первой встрече министров обороны генеральный секретарь НАТО Яап де Схооф Схеффер провозгласил здравицу в честь “нашего российского коллеги Сергея Иванова” и “углубляющегося оборонного сотрудничества НАТО и России, особенно в исследовании путей улучшения разделяемой нами повестки дня, например, военной реформы и борьбы с терроризмом”. Россия, по словам Схеффера, поддерживает операцию НАТО “Активное усилие”: “Морские силы НАТО уже приготовились служить плечо к плечу в Средиземном море в совместной миссии по помощи поиску, задержанию и защите от терроризма”.

“Не может быть более ясного проявления нашей общей решимости выступить вместе против общих угроз”, — заявил генсек Североатлантического альянса. Для тех национальных деятелей, которые считают участие Латвии в НАТО средством давления на Москву и на русскую общину внутри республики, полезным было бы узнать, что сказал Яап де Схооф Схеффер на брифинге в Ницце. Во–первых, он приветствовал желание России создать профессиональную миротворческую бригаду, “совместимую с силами НАТО”. “Я думаю, это очень хороший пример очень многих конкретных форм сотрудничества, существующего между Российской Федерацией и НАТО”.

Далее г–н Схеффер “доложил министру Иванову о том, что министры НАТО обсуждали неформально”. Речь шла о политическом положении в Афганистане, о наркобизнесе в этой стране и об Ираке. “Министр Иванов доложил нам, в свою очередь, о перспективах и планах России также поддерживать новый Ирак”. В заключение генсек и министр поговорили о Балканах — по мнению г–на Схеффера, “Россия, являясь частью контактной группы, конечно, играет ключевую роль в происходящем наблюдении за процессом в Косово”. Последнее, по мнению главы Североатлантического альянса, еще должно “достичь стандартов, установленных международным сообществом”.

Страны НАТО, заявил генеральный секретарь, готовы также помочь России в военной реформе. А вот что касается главной “горячей картофелины” Восточной Европы, то г–н Схеффер заявил: “Мы не обсуждали Украину… ни на двусторонней встрече, ни на встрече Совета НАТО — Россия”.

Что все вышеперечисленное означает для ЛР? В первую очередь то, что градус отношений НАТО и РФ существенно теплее, чем этого хотелось бы кое–кому в Латвии. И этим политикам будет крайне сложно натравливать союзников по НАТО на Россию, которая ТЕХНИЧЕСКИ уже становится членом альянса. Хотя и Россия, и НАТО стараются играть в политические недомолвки — так удобнее.

15.02.2005 , 13:52

"Вести сегодня"


Написать комментарий