Поколение кредитов

Раньше молодой человек на новой машине был завидным женихом. Теперь машина, в большинстве случаев, означает, что на нем висит кредит – грустно шутят потенциальные невесты.

Сегодняшний кризис особенно остро и беспощадно проходится по целому поколению. Около 40% невозвращающих кредиты – молодые люди до 26 лет.

Теперь политики говорят, что молодежь брала кредиты легкомысленно, не оценивая своих возможностей. Политики ругают банки, не учитывавшие риски и дававшие необеспеченные кредиты. А не эти ли политики рекламировали безудержный рост потребления и рапортовали о светлом будущем Латвии? Не они навесили на тщедушную экономику Латвии непомерный груз по содержанию огромного аппарата чиновников?

Кстати, именно молодое поколение всегда наиболее оптимистично оценивало будущее нашей страны. И вот теперь молодежь оказалась главной жертвой кризиса. Особенно среди молодых резко растет безработица, а летом наши школы выпустят еще более 60 тысяч человек. И значительная часть из них не станет продолжать образование, а выйдет на рынок труда, который, собственно, рынком уже и не является — ввиду полного отсутствия вакансий.

У нас формируется целое “поколение кредитов”. И это не только те молодые люди, у которых возникли трудности с возвратом взятого в долг. Это и те, кто не сможет получить образование из-за сокращения студенческих кредитов, и те, кто в условиях еще недавней нехватки кадров достиг определенного уровня жизни, поднятого кредитными ресурсами предприятий, и потерял работу.

Если раньше был шанс уехать на заработки за границу, то теперь и он снизился в разы. Что остается? Рост преступности, а при усугублении кризиса — открытое противостояние власти.

У нас периодически кто-то просит помощи. Крестьяне приезжают на тракторах в Ригу, ассоциации и объединения отправляют открытые и закрытые письма в правительство и сейм, влиятельные лоббисты пытаются договориться в кулуарах.

А молодежь просить не будет. Во-первых, ни в какую более-менее крупную организацию они не объединены, а во-вторых, в этом возрасте просить не умеют.

Во времена тяжелых испытаний внутри семей обычно включается своеобразный защитный механизм, когда родители стараются экономить на всем, чтобы ребенок получил нормальное развитие, образование и встал на ноги. Кроме понятной заботы о выживаемости вида есть и надежда на то, что в будущем дети помогут состарившимся родителям.

У нашего государства, похоже, такого защитного механизма нет, а, значит, нет и надежды на будущее.

 Александр Барбакадзе

12.02.2009 , 11:54

"Наша газета"


Написать комментарий