Встречное движение

У одних пенсионеров доход растет, у других — падает. Когда наступит равенство?

Пенсии у нас в государстве невелики, и пенсионерам дорог каждый лат. Но хотя индексация теперь проводится аж два раза в год — в апреле и в октябре, прибавки все равно не поспевают за уровнем инфляции.

Без права на индексацию

Как ни парадоксально, но оказывается, хуже всех приходится тем, у кого большие пенсии. И налоги с них высчитывают, и прибавка им “не грозит”. Уровень инфляции растет, а пенсия, которая когда-то радовала своим размером, остается без изменений и постепенно обесценивается.
Наш читатель Евгений Б. задает вполне справедливый вопрос, почему государство, исправно высчитывая с его пенсии подоходный налог, в то же время отказывается ее индексировать. Ведь с ростом цен (на продукты, газ, электричество, медобслуживание и др.) заметно падает уровень жизни Евгения, так как его доход остается без изменений. Другими словами, живут пенсионеры с большой пенсией хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже.
— Да, — подтвердила Телеграфу заведующая отделом пенсионной политики Министерства благосостояния Солвейга Крастиня, — пенсии выше 175 латов пока не индексируются, на это в бюджете просто нет средств. Конечно, мы планируем в будущем улучшение данной ситуации, но в ближайшие годы изменений не предвидится.
Чуть больше повезло тем, у кого пенсия от 105 до 175 латов. Для них индексация все-таки проводится, причем в строгом соответствии с процентом инфляции. Например, инфляция на период последней индексации с 1 марта до 31 августа 2004 года составила 3,59%, а последний индекс — 1,0359 (так как индексация проводится два раза в год, для расчетов берется рост уровня инфляции только за полугодие. В предыдущем полугодии инфляция составила 4,01%, таким образом, всего за год — 7,6%). Однако, видимо, наше правительство считает, что эти пенсионеры живут уже достаточно хорошо, поэтому никаких прибавок им не положено.

Дали и отняли

Казалось бы, больше всех “повезло” тем, кто получает меньше 105 латов — и налогов они не платят, и пенсия у них все растет и растет. Для них индекс складывается из коэффициента инфляции плюс 1/2 от процента фактического прироста средней заработной платы в стране, с которой платится социальный налог. Последний индекс получился 1,1015.
Как нам сообщили в Министерстве благосостояния, в результате последней индексации пенсии выросли в среднем (в расчете на всех пенсионеров) на 9 латов. Казалось бы, жить да радоваться. Но нашей читательнице Ларисе не до веселья — по ее расчетам получается, что государство одной рукой дает, а другой — отнимает. Получив прибавку в несколько латов, многие пенсионеры тем самым “перешагнули” необлагаемый налогами минимум и теперь должны будут вернуть в казну часть этой и так небольшой суммы в виде подоходного налога.
Пенсия до 100 латов подоходным налогом не облагается. Со всего, что свыше, высчитывается 25%. А теперь простая задачка: после индексации пенсия увеличилась с 96 до 105,74 лата. “Прибыль” в 5,74 лата обложили подоходным налогом (-1,44 Ls). Осталось 104,30. С одной стороны, пенсия свыше 105 латов, и в следующий раз при ее повышении будет учитываться только уровень инфляции (без коэффициента от роста средней заработной платы по стране). С другой стороны, реальная сумма, которую человек получает на руки, ниже пресловутых 105 латов. Что же это за надбавка? Вот и хочет задать Лариса вопрос правительству: “О чем же вы там думаете? И не пора ли исправить этот абсурд?”
Недавно Кабинет министров рассмотрел вопрос о надбавке к пенсии тем жителям, за которых работодатели не платили взносы социального страхования в период с 1 января 1991 г. по 13 марта 2001 г. Законопроект уже в Сейме, и к маю ожидается его принятие. Чтобы получить надбавку, как только закон вступит в силу, пенсионерам необходимо прийти в районный отдел Государственного агентства социального страхования и написать заявление. Надбавка будет начисляться только с момента утверждения законопроекта. Недополученное за предыдущие годы возвращаться не будет.

Государства порешили

Многих наших читателей продолжает волновать вопрос, связанный с обложением пенсий подоходным налогом. Например, Евгений Б. не понимает, почему Латвийское государство взимает с него дань, хотя деньги ему приходят из Эстонии, где он и заработал себе на старость.
— Закон о подоходном налоге с населения гласит, что все доходы жителей Латвии, в том числе пенсии, подлежат обложению, — пояснила Телеграфу директор департамента налоговой политики Министерства финансов Дайна Робежниеце. — В какой стране заработаны средства — не имеет значения. Правда, если страна — источник дохода — уже удержала налог в свою пользу, это учитывается и повторно он не взимается. Какая из сторон будет взимать подоходный налог, оговаривается в налоговых двусторонних международных конвенциях на международном уровне. На основании такой конвенции с Эстонией налог взимается по принципу резиденции (т.е. по месту жительства налогоплательщика).
Между прочим, г-жа Робежниеце заметила, что с этого года подоходный налог в соседней Эстонии на 1% ниже, чем в Латвии (24%), да и необлагаемый минимум там повыше, но какой стране платить налог, наш читатель сам выбирать не вправе, за него уже все решили на государственном уровне.

Бедняка всякий обидеть может

Самая большая несправедливость, о которой наше правительство как бы и не задумывается, а министерские чиновники даже не смогли прокомментировать, связана не с теми, кто получает более-менее приличные пенсии и часть их возвращает государству в виде налогов, а с теми, кто еле-еле сводит концы с концами и вынужден идти работать. Пенсия до (!) 100 Ls налогом не облагается — это так называемый необлагаемый минимум. У работающего пенсионера подоходный налог высчитывается с самого первого лата его зарплаты, а минимумом считается вся его пенсия. Хорошо, если она 99 латов, остается порадоваться за человека, что у него такой большой необлагаемый минимум. То есть он получает свои 99 латов, а с того, что заработает, уже платит налог. Но у многих пенсия — 60-70 Ls, и, соответственно налогом не облагается гораздо меньшая сумма. Однако и с таких работающих пенсионеров налог высчитывается. Начиная с первого заработанного лата. Почему же с него не высчитывается налог начиная с заработка свыше 100 Ls вместе с пенсией? Почему у одних необлагаемый минимум — 100 Ls, а у других — 60-70? Надеемся, что эта публикация подтолкнет наших чиновников к размышлениям.

09.02.2005 , 11:30

Татьяна МАЖАН


Темы: ,
Написать комментарий