Раздел власти: кому выгодно?

"Суверенная власть в Латвии принадлежит латвийскому народу". Нет, я не издеваюсь, это цитата, между прочим, из Конституции ЛР. И сегодня правительство собирается утвердить специальную программу, призванную воплотить этот конституционный постулат в реальность.

Все последние годы правящая элита действовала по древнему принципу: разделяй и властвуй. В результате разделили общество так, что собирать его “обратно” придется десятилетия. На бумаге и на словах нынешнее правительство — за консолидацию населения и даже за создание гражданского общества. Вот и сегодня Кабинет министров рассмотрит концепцию по укреплению этого самого общества. Авторы документа — сотрудники секретариата министра по делам интеграции — признают, что население разобщено, имеет место низкая общественная активность, нет атмосферы доверия, жители Латвии отчуждены от публичного управления (читай — от власти) и т. п.

В общем, диагноз правильный, но неполный. А без полного диагноза невозможно назначить правильное лечение. Разве гражданского общества у нас нет только из–за низкой активности населения? Если четверть населения лишена гражданства, а эта проблема кардинально не решается, то можно ли ждать сплочения общества? Оно расколото и по принципу гражданства, и по языку, и, увы, по национальному признаку. Общество расколото и с помощью активно муссируемой темы оккупации и итогов Второй мировой войны. И т. д. и т. п. Многие политологи считают, что самый эффективный путь сплочения населения и создания гражданского общества — какая–то общая (патриотическая) идея. Но и этого наши власти предложить не могут. У правящей элиты, кажется, одна идея — заставить весь мир только и думать об оккупации Латвии. Можно ли на такой базе консолидировать жителей страны? Вопрос риторический.

Примечательно, что в концепции упоминается такая форма гражданской активности, как создание некой общины — “неформальной группы индивидов, которую объединяет какая–то социальная самобытность или общие интересы”. Напомним, что на волне протестов против реформы–2004 была создана такая яркая группа “по интересам” под названием Штаб защиты русских школ. Этот штаб фактически и действовал в полном соответствии с концепцией, которая сегодня будет представлена правительству. Штаб выражал мнение большой группы жителей Латвии по такой важной проблеме, как образование своих детей. Для этого он вел (точнее — пытался вести) диалог с властями — на государственном и муниципальном уровнях, проводил акции протеста, таким образом стараясь повлиять на принимаемые решения. Все это делалось в рамках конституции и действующих законов. И как же реагировали власти на такое проявление гражданской позиции, на такие попытки влиять на управление страной? Открытыми угрозами расправы, потоком обвинений (“пятая колонна” и т. п.), а один из самых ярких активистов общественного движения в поддержку русских школ Юрий Петропавловский даже был вычеркнут из списков натурализуемых! Вот вам и “путь к гражданскому обществу”!

Фактически власти лишь на словах стремятся создать гражданское общество в истинном понимании этого процесса, когда КАЖДЫЙ ЖИТЕЛЬ может выражать свое мнение и активно влиять на управление страной, на механизм принятия решений. И то, вероятно, делают это не добровольно, а из-под палки — под давлением Евросоюза.

Концепция предусматривает выделение средств на реализацию программы сплочения общества. На самом же деле для консолидации населения никакие дополнительные финансы не нужны. Нужны совершенно нематериальные вещи. Во–первых, искреннее желание создать общество равных прав и возможностей (независимо от национальности, языка и др.), для чего необходимо искоренить институт неграждан. Во–вторых, прекратить принимать решения, касающиеся определенной социальной или национальной группы, без согласования с этой группой. И, наконец, в–третьих, прекратить делить общественные организации и неформальные объединения на “плохие” и “хорошие”, на “лояльные” и “нелояльные” правительству. А то у нас сегодня те, кто организует забастовки медиков или транспортников, — это хорошие ребята, сражающиеся за свои права.

А те, кто отстаивает интересы русскоязычных детей и их родителей, — это враги государства. Хотя и те и другие действуют в рамках закона, пытаются на практике реализовать конституционный принцип, что власть в Латвии принадлежит латвийскому народу. То есть всем жителям, а не только тем, кому “выдали” такие права наши власти.

08.02.2005 , 13:27

"Вести сегодня"


Написать комментарий