Даугавпилс – не тупик Европы, а ворота ЕС

На выборах Европарламента, как и на референдуме, Даугавпилс проголосовал «с точностью наоборот»: в Латвии треть голосов получили национал-радикалы, а в Даугавпилсе - левые. Но вот что интересно: если в нашей стране город вроде как «неправильный», то в рамках Евросоюза взгляды горожан как раз совпадают с общей линией. И не случайно Даугавпилс почувствовал интерес со стороны европейских экспертов и бизнесменов. О том, чем он вызван и готов ли город к европейским переменам, рассказывает мэр Даугавпилса Рита Строде.

Латгальские еврореалисты

- Большинство жителей Даугавпилса проголосовали против вступления в ЕС. А вы?

- Я голосовала за. Но при этом никак не могу отнести себя к восторженным еврооптимистам. Я прекрасно понимаю скептически настроенных людей и знаю, что никакой манны небесной не упадет, что благосостояние людей в ближайшие годы не повысится. В то же время вступление в ЕС – это реальный шанс для развития Даугавпилса. При условии, что мы сумеем этим шансом воспользоваться.

Давайте еще раз подумаем, почему жители Латгалии голосовали против. Да потому, что таким образом они выражали протест против упадка сельского хозяйства и производства, против равнодушного отношения правительства к своим проблемам. Стоит ли удивляться, что часть людей боится перемен, ведь совсем недавно именно в их результате они потеряли и работу, и накопления.

Есть еще один нюанс, который объясняет особое отношение Даугавпилса. Город возник как важный пункт на пересечении торговых путей. Это его назначение, его ценность. Когда через Даугавпилс прошла железная дорога и поток грузов увеличился, город за двадцать лет вырос вдвое. Когда он оказался тупиком перед «железным занавесом», которым отгородилась послереволюционная Россия, он моментально захирел. Затем возвращается транзит – и снова Даугавпилс оживает. Не все в Латвии знают, что только в 80-е годы он достиг уровня – по численности населения – 1913 года. Так что уже в генах, наверное, заложена информация: будут торговать Восток и Запад – будем пировать, нет – город превращается в таежный тупик.

Сегодня именно экономика не дает отгородиться и жить натуральным хозяйством. Нашим предприятиям во время кризиса пришлось на 80 процентов переориентироваться на западный рынок. Но их сильной стороной все равно остается знание российского рынка. И европейских инвесторов мы интересуем прежде всего как ворота на необъятный рынок на Востоке.

Есть еще интересный момент. Порой настороженное отношение к Даугавпилсу со стороны Риги вызвано многонациональным составом населения, в котором латыши никогда не составляли большинства. Здесь в свое время даже Карлис Улманис выступал по-русски. А те, для кого, в отличие от Улманиса, это по разным причинам невозможно, чувствуют некую чужеродность такого города. Но все изменилось после вступления в ЕС. Теперь еврокомиссары отмечают, что это маленькая модель Европы с ее мультикультурализмом и воспитанным веками уважением к чужим традициям. Оказалось, что у нас комфортно себя чувствуют и немцы, и американцы, и русские. И это стало еще одним плюсом для инвестиций.

Деньги дадут туристы и бизнес

- Не раз приходилось слышать, что перспективы Латгалии – в развитии туризма. А у Даугавпилса есть планы на этот счет?

- Они уже осуществляются. В городе настоящий гостиничный бум. Помимо реконструкции многоэтажной гостиницы в центре, открылось множество маленьких уютных отелей. Создается и индустрия развлечений. Достаточно вспомнить недавно построенный Сити-центр с боулингом. На днях на прием пришли бизнесмены с предложением создать на территории старой крепости комплекс вроде рижского «Лидо». За такими вложениями всегда чувствуется точный расчет: будет приток туристов!

Мне кажется, что порой сознательно создают образ Даугавпилса как серого, убогого города. Приведу такой пример. Однажды одна из латвийских телекомпаний показала такой сюжет: корреспондент по-латышски задавал элементарные вопросы прохожим, типа как пройти в библиотеку. Не все могли ему ответить. Но не это главное. Фоном служил какой-то жуткий домишко, чуть не из гнилых досок сколоченный. Я потом специально попросила найти эту лачугу. Оказалось, накануне там был пожар. Вид соответственный. Напротив – красивый особняк одной из фирм. Что бы им не перейти улицу? Если бы я не жила в Даугавпилсе, то после этой передачи была бы уверена, что это город трущоб, куда туристам путь заказан.

Что же делали здесь тысячи отдыхающих со всего Союза? Да нигде больше не увидишь в одном месте и Ливонский замок, и российскую крепость, и поместье польских шляхтичей. Здесь на одном холме стоят и католический костел, и православный собор, и старообрядческая моленная, и лютеранская кирха. А выставка постеров местного уроженца художника Марка Ротко! А дом-музей Райниса! Да золотое дно для развития туризма!

- Есть ли конкретные примеры расширения бизнеса благодаря новым инвестициям?

- Конечно, есть. Можно вспомнить машиностроительное предприятие «Зиглер машинбуве», которое постоянно наращивает объем производства и, кстати, увеличивает число рабочих мест. Это немецкий капитал. Быстро набирает обороты «Аксон Кэйбл», французская компания. А открытие автоцентра «Рено» и строительство сервис-центра «Мерседес» разве не говорят об интересе к этому региону? Есть удачные проекты сотрудничества с российскими и белорусскими бизнесменами. Например, фирма «Интергаз» построила у нас терминал, соответствующий новейшим достижениям техники.

- Но существуют у горожан и опасения, что в Даугавпилсе разместят экологически опасные производства. Взять тот же завод по производству формальдегида, который американцы хотят построить в промышленной зоне.

- На этот счет во всем мире принят один порядок – проект должен пройти экологическую экспертизу. Согласитесь, нельзя принимать решения, лишь заглянув в энциклопедию и узнав, что формальдегид ядовит. Если есть опасность для окружающей среды – самоуправление никогда не пойдет на строительство такого объекта.

Но беда в том, что у нас буквально каждый вопрос до предела политизирован, от школьной реформы до строительства целлюлозного комбината. Политики и руководители ведомств дают такую оценку, которая поможет привлечь голоса избирателей. А мнение профессионалов принимается, только если оно совпадает с собственным. Если нет, то появляются заявления, что эксперты подкуплены, некомпетентны.

Конечно, надо быть готовым и к недобросовестным инвесторам. Были уже случаи, когда ко мне приходили бизнесмены с многомиллионными проектами, сулили громадное количество рабочих мест. Ответ всегда один: сначала передадим все документы экспертам. Некоторые больше не появлялись.

Даугавпилс через 25 лет

- Можно ли сегодня сказать, что будет определяющим для города в течение ближайших лет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы в сотрудничестве с учеными Даугавпилсского университета работаем над программой стратегического развития Даугавпилса на 25 лет. Но ясно, что в новых условиях уже не будет предприятий-гигантов с многотысячным коллективом. Не хватит для этого ресурсов. Не хотелось бы, чтобы Латгалия использовалась только в качестве рынка дешевой рабочей силы. Как говорят ученые, необходимо развивать наукоемкие отрасли и сферу услуг. Давайте все-таки не будем предварять выводы тех, кто глубоко исследует эти вопросы.

Но это не значит, что мы будем сидеть и ждать подсказки. Нет для этого времени. Сейчас у нас в думе главный отдел – это отдел экономического развития, который работает над проектами для привлечения средств европейских структурных фондов. Такая же задача поставлена перед всеми службами и предприятиями самоуправления.

В вашей газете уже приводили пример, насколько это выгодно: вложив 2,5 миллиона евро, город получит около 23 миллионов на реконструкцию водопроводно-канализационного хозяйства. Но для этого необходимо подготовить проект и найти эти миллионы в нашем скудном бюджете. Такой же прорыв необходимо сделать для реконструкции тепловых сетей, но там все гораздо сложнее. Сейчас мы работаем с максимальным напряжением, привлекаем для софинансирования все средства. Уверена, это окупится.

- После вступления в ЕС оправдались опасения насчет роста цен. Можно ли как-то помочь малоимущим в этот переходный период?

- Опять не могу не высказать обиду за свой город. В свое время именно из Даугавпилса шли репортажи о том, как скупают соль и сахар, хотя такой же ажиотаж был и в других латвийских городах. Малоимущие опасались роста цен, и кто посмеет их за это упрекнуть? Дума старается им помочь. Например, тем, у кого пенсия ниже 65 латов, частично компенсируем расходы на отопление. Пенсионеры имеют 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. Пожалуй, только в Даугавпилсе пенсионеры освобождены от пациентского взноса и могут не считать сантимы, обращаясь к врачам. Есть еще ряд льгот. Но это не решает проблемы в целом. Только реальный подъем экономики будет гарантией нормального социального обеспечения.

- Недавно вы побывали в Страсбуре. Знают ли в столице европейского правосудия о новых городах, вступивших в их союз?

- Прошлой весной Даугавпилс был принят в Страсбурский клуб, объединяющий крупные города стран, вступивших в ЕС. А через год мы получили приглашение от мэра Страсбура г-жи Келлер. Подписан договор о сотрудничестве и намечен ряд конкретных дел. Например, за счет мэрии Страсбура будут учиться несколько наших студентов. С помощью Страсбурского клуба наш город будет участвовать в проекте развития транспорта и дорог. 20 даугавпилсских специалистов включены в группу, разрабатывающую проект современной магистрали. Конечно, мы можем пока только мечтать о таких трамваях, больше похожих на космические корабли, которые бесшумно несутся по улицам. Но, в конце концов, именно с мечты все всегда и начинается.

Кстати

Даугавпилс подал в разные инстанции проекты в общей сложности на 26 миллионов латов, то есть на сумму, превышающую годовой бюджет. Помощь европейских фондов может существенно ускорить развитие города.

18.06.2004 , 12:46

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий