Друг, оставь покурить…

Торговцы на Центральном рынке проявляют чудеса изобретательности

С сегодняшнего дня на рынках нельзя торговать табачными изделиями. Исключение может коснуться лишь предпринимателей, у которых еще действует соответствующая лицензия. Ну а те, у кого она закончилась, крутятся, как могут: одни переориентируются на другие товары, другие стараются обойти закон.

Кофе без сигарет

На Центральном рынке все как обычно — замерзшие торговцы, переминающиеся с ноги на ногу у тележек с товаром, грязное снежное месиво под ногами. И ассортимент привычный — продукты питания вперемежку с бытовыми приборами и дешевой парфюмерией. Вот только… Еще совсем недавно со стороны автовокзала стоял целый ряд киосков, где курильщик мог найти почти все необходимое: сигареты в широком ассортименте, трубочный табак — от скромных Holger Danske до вполне приличного Da Vinci и английских смесей, сами трубки и аксессуары. Сейчас же ничего подобного там нет.

Витрины киосков плотно закрыты коричневыми жалюзи, и только в одном теплится жизнь. Здесь вредную для здоровья продукцию заменили бодрящим кофе, и работница торговой точки отчаянно скучает: количество покупателей у нее явно уменьшилось. О причинах исчезновения соседей-конкурентов она лаконично сообщила: “Теперь сигаретами на рынке торговать нельзя. Как закончилась у них лицензия, так и позакрывались”.

Убиваться нет причин

Посреди рынка завершает последний “день нездоровья” киоск, в витринах которого красуется табачная продукция. Его румяный администратор объяснил, что срок выданного ему разрешения на
торговлю сигаретами заканчивается 1 февраля, и 31 января он, конечно, может дораспродать свой товар. Хотя и без особых скидок. Будущее рисуется ему более чем туманно, но в депрессию молодой предприниматель впадать не собирается. “Перейдем на что-нибудь другое — может, с мылом и порошками начнем работать. Может, еще с чем-нибудь. Что выгоднее предложат, то и станем продавать”, — многозначительно сообщил он.

До слуха доносится знакомое: “Сига-а-аретки”. На рынке эта обычная и, скорее всего, неистребимая форма бизнеса в данном случае представлена продрогшей женщиной в годах. А куда же подевались хозяева закрывшихся киосков? “Да кто куда, — ответила она. — Некоторые совсем свернулись, кто-то еще старается здесь что-то делать”. И правда, не все отступили перед суровым законом.

Копперфильд на рынке

Пытливый ум малого предпринимателя нашел изумительный выход из положения. Возле задраенного теми же жалюзи коричневого цвета киоска стоит дама и принимает заказы от робких просителей. Кому-то понадобилась “Прима”. “Прима!” — громко говорит она. И вот вам фокус — возле ее ног оказывается пачка сигарет, хотя еще секунду назад ничего там не было. Другой покупатель просит “Георга”. “Три Георга!” — восклицает женщина, не отворачиваясь от клиента, и снова чудо: прямо на земле материализовался нужный товар.

Впрочем, тайна Копперфильда все-таки поддалась разгадке: после криков дамы нижний край жалюзи приподымается и кто-то просовывает из киоска требуемые сигареты.

А через дорогу, в тоннеле возле железнодорожного вокзала, никто не собирается прятаться — здесь табачными изделиями торговать никто не запрещал. Сюда же и пришли многие работники закрывшихся на рынке точек. Продавщица рассказала, что скоро у них сигареты, скорее всего, повысятся в цене. Но не потому, что исчезли соседи-конкуренты — просто жизнь дорожает.

01.02.2005 , 11:05

Кирилл РЕЗНИК-МАРТОВ


Темы: ,
Написать комментарий