Иррациональный рынок горючего

Министр финансов Оскар Спурдзиньш обратился к Совету по конкуренции (СК) с просьбой повторно оценить ситуацию на рынке горючего, а также установить, не существует ли между торговцами топливом соглашения по поводу цен


По наблюдениям главы Минфина, изменение цен на латвийском рынке топлива не соответствует тенденциям на мировом рынке — если в мире отмечается рост цен, то тот же процесс происходит и в Латвии. Однако при снижении цен в Латвии ничего подобного не наблюдается. “Хотелось бы, чтобы Совет по конкуренции оценил сложившуюся ситуацию. Может быть, здесь и нет ничего подозрительного, но повод для исследования есть”,— резюмировал свои наблюдения министр.

Напомним, что несмотря на все заверения участников рынка Латвии в прошлом году в том, что главная причина повышения цен на топливо в Латвии — высокие цены на нефть и повышение акцизного налога, понижение цен на топливо в нашей стране произошло только после рождественских праздников. И это в условиях, когда на мировом рынке всю осень отмечалось снижение цен на нефть и нефтепродукты.

Оскар Спурдзиньш отметил, что рост цен на горючее оказал большее влияние на инфляцию, поскольку в стране после повышения цен на нефтепродукты автоматически подорожали все товары и услуги. Действительно, по данным Центрального статистического управления, цены на топливо в течение 2004 года выросли на 22,6%. В то же время рост цен на транспортные услуги составил 3,1%, а цен на продовольствие — на 10%, товары широкого потребления — 6,5%, услуги — 5,1%. И в этом небывало стремительном за последние годы в нашей стране росте цен основная заслуга принадлежит росту цен на топливо. Все это и заставило Министерство финансов обратиться к проблеме цен на нефтепродукты.

Тут стоит напомнить, что не далее как в декабре Совет по конкуренции выступил с заявлением, в котором опровергал наличие сговора между компаниями на рынке топлива. Министр финансов не выразил сомнения в компетентности декабрьского заключения совета, однако отметил, что “жизнь идет вперед, и необходимо следить за процессами”. “Ситуация в январе может полностью отличаться от октябрьской и ноябрьской”,— пояснил он.

Намек был более чем прозрачен, и руководителю СК Петерису Вилксу не оставалось ничего другого, как согласиться с тем, что круг вопросов, которые обговариваются по рынку топлива Латвии, может быть обширным. По его мнению, на рост цен на горючее в нашей стране в большой степени оказали влияние не только внутренние латвийские обстоятельства, такие как увеличение акцизного налога, но и внешние — повышение цен на мировом рынке. Глава СК даже сослался на данные о том, что рост цен на топливо в прошлом году уменьшил прибыль торговцев горючим. Впрочем, эти данные, скажем так, не совсем соответствуют действительности. Не далее как на прошлой неделе один из крупнейших латвийских участников топливного рынка, компания Lukoil Baltija R, объявила, что ее прибыль по итогам 2004 года возросла. Непохоже, что в убытках окажутся и прочие участники рынка.

Впрочем, глава СК Петерис Вилкс и покритиковал (слегка) крупных игроков латвийского топливного рынка, заявив, что в настоящее время на потребителей, приобретающих топливо, определяющее влияние оказывают “иррациональные обстоятельства” и в обществе распространен миф, что у торговцев с громким брэндом — более качественное топливо. По его мнению, положение можно изменить, есть позволить Службе госдоходов публиковать данные о качестве горючего, реализуемого через различные сети торговцев топливом. Одновременно Вилкс заверил, что СК в настоящее время следит за изменениями на рынке горючего страны, так же как и на других рынках.

Действительно, судя по сайту Совета по конкуренции в Интернете, его сотрудники включили рынок топлива в число “актуальных рынков”, наряду с рынками телекоммуникаций, энергетики, рынка финансов и капитала, а также товаров широкого потребления. Однако ввиду того, что страница еще находится в стадии разработки, трудно судить, что привлечет внимание специалистов комитета.

Со своей стороны отметим, что для осуществления собственно мониторинга ситуации на рынке нефтепродуктов в Латвии достаточно знать динамику цен на нефтепродукты в мире, ведь крупнейшие топливные компании страны утверждают, что при определении цен на бензоколонках ориентируются на положение дел в Роттердаме. Хотя если уж начистоту, то ситуацию с ценами в Латвии определяет не столько Роттердам, сколько ценовая политика предприятия Mazїeikiu nafta, чье торговое подразделение обеспечивает 70% всего объема топлива, реализуемого в стране. Поэтому Совету по конкуренции в отношении контроля приходится даже легче, чем странам с большим объемом рынка. Если литовский нефтеконцерн определяет политику цен на оптовом рынке, то компания Statoil — на розничном рынке нефтепродуктов. Вот и весь “бином Ньютона”. Нельзя, впрочем, не отметить и первые трудности в мониторинге рынка Советом по конкуренции. Ввиду банкротства ЮКОСа, компания реализует нефть оставшихся на балансе нефтедобывающих предприятий только на внутреннем рынке России. Это означает, что ситуация с поставками нефти на Мажейкяйский НПЗ носит очень нестабильный характер. И вопреки оптимистичным заявлениям официальных представителей, в компании вынуждены просчитывать варианты импорта сырой нефти с рынка Западной Европы. В этом случае цена на нефтепродукты Мажейкяя не сможет оставаться на прежнем уровне, поскольку существенно вырастут транспортные затраты на доставку сырья. Однако, несмотря на все возможные трудности литовцев, в условиях, когда один поставщик фактически контролирует топливный рынок Латвии, надзор за его действиями на рынке кажется просто необходимым. Хотя бы и в целях профилактики.

25.01.2005 , 16:55

Вести сегодня


Написать комментарий