Финансовый кризис нашей страны

Финансовый кризис – главная тема новостей и газетных передовиц.

Глобализация сегодняшней экономики такова, что все эти Уолл-стриты, акции, индексы Доу-Джонса, фондовые рынки, котировки и еще десятки и сотни не очень понятных терминов самым непосредственным образом связаны с нашей повседневной жизнью. Каковы же истоки этого кризиса и почему в нем все обвиняют Америку? Попробую объяснить это своими словами и заранее прошу прощения у специалистов за некоторую утрированность.

Американские банки навыдавали кучу “плохих кредитов”-таких, которые очень сложно возвращать. Но так как кредиты давали все и все время – цена на недвижимость росла. Плохой кредит имеет плохой рейтинг, поэтому американские банки объединяли их в некие пакеты — “пулы”, в которые добавляли несколько хороших кредитов, и средние цифры по этому “пулу” были вполне приличными. Этот “пул”, имеющий хороший рейтинг, банки продавали друг другу – цена росла, вслед за ней рос и рейтинг, а внутреннее содержание оставалось столь же убогим. К тому же использовались “кредитные дерриваты”. Банки платили другому финансовому учреждению за финансовый риск, и их “кредитный портфель” после этого взлетал в рейтинге еще выше, затем его еще несколько раз перепродавали. Когда сплошь и рядом кредиты перестали возвращаться – пузырь лопнул.

В спекулятивных играх на американском рынке участвовали не только местные банки, но и финансовые учреждения всего мира, и даже государственные банки некоторых стран. Подобные схемы стали практиковаться и во многих других странах, так что проблемы у нас общие. Чем же финансовый кризис грозит жителям нашей маленькой страны? Правительства большинства стран уже предпринимают или пообещали предпринять срочные меры по спасению финансовых структур. От нашего государства мы этого не дождемся — у государства нет денег. И, собственно, не латвийские финансовые структуры определяют финансовый рынок страны – на нем господствуют скандинавские банки. Поэтому если, не дай бог, возникнут какие-то проблемы – надеяться надо скорее на правительства скандинавских стран.

Одним из самых болезненных сценариев может стать девальвация лата. Хотя вся правящая элита и уверяет, что это невозможно, сбрасывать этот вариант со счетов нельзя. Если такое произойдет, то политик, с чьим именем это будет связано, естественно, станет “политическим трупом”, но беспринципность нашей правящей элиты такова, что за “достойное вознаграждение” возможно и политическое самоубийство. А те же скандинавские банки, “накачавшие” Латвию огромным количеством кредитов в евро, неплохо на этом заработали бы. Второй болезненный момент, вероятность которого очень велика, — рост ставок по кредитам. Банки, получив пробоины на “плохих кредитах”, постараются компенсировать свои потери. Увы, большинство договоров, напечатанных мелким шрифтом и подписанных нами, им это позволяют.

Еще одна проблема — кризис на ипотечном рынке тормозит кредитование реальной экономики (торговля, производство услуг). В результате экономика тормозится: количество рабочих мест сокращается, потребление сокращается, а количество плохих кредитов возрастает – круг снова замыкается. А что можем мы? Самое плохое в данной ситуации – впадать в депрессию. Наоборот, надо больше работать и подрабатывать, пробовать новое. И из мира потребления вернуться к вечным ценностям — семья, любовь, доброта. Так экономичнее.

 Александр Барбакадзе

02.10.2008 , 13:09

"Наша Газета"


Написать комментарий