Чем литовцы лучше наших?

Литва и Латвия соревнуются в роли покупателей и продавцов

Отрицательное внешнеторговое сальдо Латвии в отношениях с Литвой стало уже традицией. В частности, в первой половине прошлого года, по данным ЦСУ, импорт из Литвы в Латвию оценивался в сумму 168,2 млн. Ls (9,8% от всего латвийского импорта). В свою очередь обратно было экспортировано в два раза меньше — на 86,1 млн. Ls (8,7% от экспорта Латвии).

Привет из 70-х

На первый взгляд кажется, что Латвия безнадежно отстает. Однако следует учитывать, что большая часть поставляемого к нам бензина и значительная часть дизтоплива приходит с Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода. Вряд ли его наличие можно отнести на счет предприимчивости сегодняшних литовских бизнесменов. Решение о стройке НПЗ решалось Госпланом СССР в Москве в 70-х, так что обидное для Латвии отрицательное сальдо в торговле с литовцами можно списать на наследие советского прошлого.

Конечно, было бы хорошо, если бы НПЗ построили на несколько десятков километров севернее — тогда сегодня работой были бы обеспечены три с половиной тысячи латгальцев, а не литовцев. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что концерн приносит Литве не только золотые яйца (прибыль за прошлый год составила около 200 млн. USD), но и немало головной боли. Достаточно вспомнить приход и уход американских инвесторов из Williams, скандалы с другим акционером — ЮКОСом, постоянную угрозу прекращения поставок нефти из России, кредиты, вкачанные в завод правительством Литвы… В общем, можно сказать, что литовский бензин разбавлен слезами его производителей.

Торговая стратегия

Среди других наиболее заметных литовских инвесторов, пришедших на латвийский рынок, выделяется сеть VP Market. Тут также интересен вопрос: почему они пришли к нам с торговой сетью, а не мы к ним. В данном случае Латвия пожинает плоды стратегического выбора, сделанного в начале 90-х, а именно: сделать экономику максимально открытой для прихода иностранных капиталов. Благородная цель обернулась появлением здесь скандинавских Rimi и Kesko, соревноваться с которыми на равных местным сетям было явно не под силу.

В те же времена иностранным торговым сетям попасть на литовский рынок было практически невозможно, литовское правительство старательно защищало собственных продавцов, не боясь обвинений в искажении рыночной конкуренции. В итоге VP Market сумел подкопить жирок и впоследствии основательно подвинуть скандинавов, расслабившихся в отсутствии серьезных игроков.

Плохо это или хорошо? Что лучше — полностью открытый рынок или протекционистская политика в интересах собственных предпринимателей? И до какой степени государству следует поддерживать своих и ставить железные занавесы перед иностранными инвесторами? Вопрос дискуссионный, над которым бились и будут биться политики и экономисты.

Огласите весь список

Что касается рынка продовольствия в широком плане, то нельзя сказать, что латвийские молочники, колбасники и кондитеры выглядят совсем уж беспомощными на фоне своих южных коллег-конкурентов. Тут скорее идет двустороннее движение: навстречу литовской колбасе и сыру движутся латвийские сырочки Kārums и шоколад от Laima, которые уже прочно прописались на столах литовских едоков.

В принципе, учитывая большие объемы литовского рынка, что позволяет снизить производственные расходы, а также более мягкий и благоприятный климат для выращивания овощей и свиней, литовские крестьяне в этой области изначально имеют некоторые преимущества перед своими северными соседями. С учетом сего латвийские пищевики в этой торговой войне выглядят вполне достойно.

Чем еще отмечено литовское присутствие в Латвии? Нельзя не вспомнить крупнейшего туроператора в
Балтии Novaturas, который оказался таковым по двум причинам. Первая объективная: изначально больший рынок перевозок в Литве. Вторая субъективная: латвийские туроператоры так и не смогли объединиться и отступали перед литовцами поодиночке.

Кроме этого, из крупных компаний с литовскими корнями следует упомянуть Sonex, собирающий по 10 тыс. компьютеров в год; Euroaptieka, чей оборот в Латвии превысил 6 млн. Ls; Kraft Foods Latvia со своими шоколадками Karuna; поставщиков и продавцов мебели, одежды, подержанных автомобилей и т.д.

Не падайте духом, поручик Голицыньш

Ну а чем мы отвечаем литовцам? На самом деле все не так уж плохо. В сфере развития банковских услуг Латвия если не на голову, то на полголовы выше соседей. Одинокая литовская Клайпеда многократно уступает объединенным усилиям портов в Риге, Вентспилсе и Лиепае. Где работают порты, там загружена железная дорога. Кроме нее на транзите зарабатывают автоперевозчики. Не сидят без дела и латвийские строители, отстраивая большие и маленькие офисы для потянувшихся сюда инвесторов.

В принципе список можно продолжить. Но главное, наверное, в том, что раз к нам стремятся зарубежные, в частности литовские, бизнесмены со своими товарами, значит, в Латвии создана хорошая торговая площадка. Пожалуйста, приходите, вкладывайте деньги, покупайте лицензии и платите налоги. За торговое место на “базаре” под названием Латвия надо регулярно вносить плату — а остальное решит покупатель.

Подведение итогов

В среду Литовская торговая палата в Латвии впервые вручила премию “Меркурий”, которая была призвана отметить успехи литовских предприятий, работающих на латвийском рынке. В каждой из отраслей победители определялись по номинациям “Лидер года” и “Надежда года”. Всего литовским предприятиям вручили более 30 премий. Впрочем, было одно исключение: специальная премия литовской деловой газеты Verslo Žinios в номинации “Лучшее предприятие Латвии в Литве” досталось АО Laima. Кроме того, представители Торговой палаты специальными наградами отметили работу ряда латвийских СМИ, в том числе и газеты Телеграф.

Мнения

Где проще зарабатывать деньги — в Латвии или Литве?

Йонас ЯЗБУТИС, член правления Euroaptieka:
— Мне кажется, что работать проще в Эстонии. Работая там над открытием сети аптек, я столкнулся с реальной помощью эстонских чиновников от фармацевтики, которые на разных уровнях консультировали, как лучше открыть бизнес. Их латвийским и литовским коллегам еще далеко до уровня работы эстонцев. К бюрократическим проволочкам в Латвии можно добавить местное законодательство, которое запрещает расширять существующую сеть аптек. Другими словами, я не могу взять и открыть у вас новую аптеку — если я хочу расширяться, надо покупать уже работающую. Вот реальный пример: в одном крупном латвийском городе с населением несколько десятков тысяч человек 6-7 местных аптекарей договорились не пускать в город посторонних… На мой взгляд, это достаточно странная норма закона, сдерживающая рост конкуренции и в итоге способствующая росту цен. Во всяком случае ни в Литве, ни в Эстонии такого нет. Еще, например, в Латвии, в отличие от других стран Балтии, необходимо согласовывать с госструктурами рекламу лекарств, продаваемых без рецептов. Это тоже отнимает и время, и деньги. Впрочем, я остаюсь оптимистом и надеюсь, что уже в 2006 году под давлением ЕС ограничительные нормы в Латвии будут отменены.

Видас ПАЛИУНАС, генеральный директор Novaturas:
— Откровенно говоря, технические вопросы открытия бизнеса во всех трех странах Балтии вполне решаемы. Понятно, что нам легче работать в Литве — мы, собственно, сформировались там как компания, оборот которой сегодня превышает 30 млн. евро и число перевезенных за прошлый год туристов достигло 60 тысяч. При приходе в Латвию уже было и проще, и сложнее. С одной стороны, мы ощутили некоторую настороженность со стороны местного рынка, с другой — к тому моменту мы обгоняли в своем развитии латвийских туроператоров на несколько лет. В итоге вхождение в Латвию прошло достаточно успешно — сейчас нам принадлежит около 30% латвийского продукта. С февраля 2004 года начали работать в Эстонии, и уже сейчас, по примерным подсчетам, нам принадлежит около 20% рынка. В планах продолжение “похода” на север — в 2005-м хотим начать предлагать наши продукты финнам.

Нормунд КУКА, директор SCA Packing Latvia (второй по величине в Латвии компании по производству упаковочного картона):
— Большая разница, на мой взгляд, даже не в ваших и наших бюрократах или законах, а в географии. В Латвии есть четко обозначенный центр — Рига, а в Литве бизнес более-менее равномерно распределен между несколькими крупными городами. Это, полагаю, главная специфика ведения предпринимательской деятельности в Латвии и Литве. Кроме того, после вступления наших стран в ЕС и отмены границ существующие различия будут все более стираться, а вместе с ними и возможности заработать станут практически одинаковыми. Что до нас, то задача SCA Packing Latvia в этом году попытаться увеличить занятую долю рынка — с нынешних 19-20% до 25.

21.01.2005 , 10:53

Андрей ШВЕДОВ


Темы: ,
Написать комментарий