Юрканс: «Плохие отношения с Россией — это бизнес!»

Интервью с Юркансом

— Г–н Юрканс, недавно вы заявили, что решение президента Латвии поехать в Москву 9 мая не обернулось для нее и для страны внешнеполитической победой. Почему?

— К сожалению, президент Латвии снова действовала по принципу: хотела как лучше, а получилось как всегда! Конечно, само решение принять приглашение Владимира Путина было единственно верным. Но весь эффект от этого решения оказался смазанным из–за двух вещей. Во–первых, непонятно, почему г–жа Вике–Фрейберга объявила о своем намерении поехать в Москву в одиночку, не согласовав свое заявление с президентами двух других стран Балтии. Ведь еще недавно президенты Латвии, Литвы и Эстонии договорились о своем решении объявить сообща. Во–вторых, президент Латвии додумалась к своему решению присовокупить и явно скандальную декларацию. Документ изобилует массой исторических неточностей, я бы сказал, даже ляпов. Декларация получилась крайне односторонней, однобокой. Понятно, что ее цель — не столько разъяснить взгляд Латвии на историю XX века, сколько угодить своим местным доморощенным националам. Вот и выходит, что внешняя политика Латвии является заложницей местных радикалов. Также рискну предположить, что решение ехать в Москву президент приняла не самостоятельно, а по указке извне.

— Вы назвали декларацию президента Латвии однобокой. В чем проявилась эта однобокость?

— Президент Латвии, равно как и другие правые политики, все время упоминает пакт Молотова — Риббентропа как ключевой документ, который привел к разделу стран Балтии и началу Второй мировой. Это, мягко говоря, очень фривольная трактовка истории. Ведь был же еще и Мюнхен, и аншлюс Австрии… Да и если мы говорим о повторной оккупации Балтии в 1944 году, то непонятно, почему требование признать этот факт оккупации мы выдвигаем только России? А как же остальные страны антигитлеровской коалиции, которые молчаливо сдали страны Балтии в Ялте, Потсдаме и Тегеране? Почему мы не требуем извинений от США, Франции и Великобритании? Наши политики любят повторять,
что, мол, американцы никогда не признавали “насильственной инкорпорации Балтии в состав СССР”. Одного непризнания мало! Что толку с этого формального непризнания, если во время встреч с советским руководством они сдали Балтию Сталину без всяких оговорок? Если уж мы пытаемся добиться исторической справедливости, то гораздо удобнее просить извинений у своих союзников. Именно от них, а также от международных организаций следует добиваться и официального признания самой оккупации. А то ведь ни в хартии о партнерстве между Балтией и США, ни в документах Совета Европы и Евросоюза нет даже упоминания оккупации. Давайте будем честны и последовательны. Иначе выходит, что мы сводим исторические счеты только с восточным соседом.

— Ваш прогноз: согласится ли Латвия подписать договор о границе с Россией 9 мая и политическую декларацию об основах взаимоотношений с Россией?

— Очень сомневаюсь. Для того чтобы улучшить отношения с Россией, нужна политическая воля. Ее в Латвии нет! Более того, многим — и политикам, и предпринимателям — выгодны плохие отношения с Россией. Это приносит и политические дивиденды, и экономические. В обстановке плохих отношений с Россией можно легко заниматься “теневым бизнесом”. Поэтому в ближайшее время никакого прогресса в латвийско–российских отношениях ждать не приходится. Хотя президент России Владимир Путин искренне хочет наладить диалог с Латвией. В этом я убедился, в свое время встречаясь с ним в Кремле.

— Действительно ли вы собираетесь устроить демарш и выйти из состава комиссии сейма по иностранным делам?

— Свои обещания я привык выполнять, и в ближайшее время приостановлю свою деятельность в этой комиссии. Считаю, что комиссия не занимается обсуждением реальных проблем внешней политики. Комиссия крайне пассивна и просто превратилась в место для исторических диспутов и антироссийской риторики. Когда же дело доходит до необходимости обсудить конкретные вопросы отношений с Россией… руководство комиссии тут же уходит в тень. Почему, например, руководители комиссии не настояли, чтобы декларация президента ЛР об истории XX века прежде была обсуждена депутатами сейма? Разве президент у нас вправе принимать какие–то международные декларации без согласования с парламентом? Это все чудовищный непрофессионализм! Я участвовать в такой работе дилетантов не хочу.

— И последний вопрос. На заседании думы ПНС вы приняли решение все–таки идти на муниципальные выборы самостоятельно, не объединяясь с другими партиями. Почему?

— Во–первых, мы достаточно уверены в своих силах и способны предложить избирателям реальную программу действий в местных самоуправлениях. У нас есть сильные кандидаты в депутаты практически во всех крупных городах. Поэтому мы вполне можем идти на выборы самостоятельно, а дальше уже пусть избиратель нас рассудит. Во–вторых, времени на формирование общего списка, например, с “Новым центром” очень мало. Хотя мы от сотрудничества с идеологически близкими партиями не отказываемся, и диалог будет продолжен после выборов.

19.01.2005 , 14:29

"Вести сегодня"


Написать комментарий