В Латвии начнут охоту на «Рога и копыта»

В последние годы латвийский Регистр предприятий все чаще получает заявления о коммерческих обществах, которые, возможно, созданы для проведения фиктивных сделок и хищений государственных средств. Компании, зарегистрированные на подставных лиц или "расположенные" в коммунальных квартирах, фигурируют в делах об отмывании нелегально нажитых средств, уходе от налогов и даже финансировании преступных групп, пишет газета "Телеграф".

Как бороться с регистрацией фиктивных фирм, одновременно не ограничивая конституционное право индивида на коммерческую деятельность? Об этом предстоит подумать Регистру предприятий и Латвийской ассоциации коммерческих банков.

Один хозяин для сотен фирм

При чем здесь банки? Президент Ассоциации коммерческих банков Латвии Теодор Тверийонс пояснил: "В своей практике банки, СГД и финансовая полиция постоянно сталкиваются с тем, что случаи мошенничества, отмывания денег или ухода от налогов напрямую связаны с использованием таких фиктивных фирм. К сожалению, сегодня в Латвии не существует ни четких критериев, при помощи которых потенциальную неблагонадежность фирм можно было бы пресекать в зачатке, то есть на этапе регистрации.

Между тем в борьбе с отмыванием денег и увода налогов из госбюджета заинтересованы и государство, и банки. У Регистра предприятий должны быть права в отдельных случаях, когда появляются подозрения, требовать дополнительную информацию, и если эта информация не удовлетворительная, не регистрировать такую фирму. В Латвии сложилась ненормальная ситуация: один, недавно пойманный гражданин, как я слышал, являлся председателем правления 228 предприятий. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что абсолютно все они — фиктивные".

Согласно данным Lursoft, на сегодняшний день в Регистре предприятий числится более 10 тыс. “брошенных” владельцами предприятий. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что каждая из этих фирм занималась теми или иными махинациями, но, как показывает практика, в большинстве случаев брошенными оказываются именно те фирмы, которые создавались для проведения всего одной или нескольких подозрительных сделок, то есть подпадают под определение “фиктивные”.

Признаки, по которым можно попросить у нового коммерсанта дополнительную информацию или отказать ему в регистрации фирмы, необходимо точно определить нормативными актами. “Определять на глаз, какое предприятие создается как фиктивное, сотрудники РП все-таки не должны. Нас попросили помочь определить критерии, по которым можно судить о возможной регистрации фиктивной компании, ведь именно наша организация не раз поднимала этот вопрос на правительственном уровне”, — говорит Теодор Тверийонс.

По его словам Регистр предприятий должен в случае регистрации фиктивной компании поставить об этом в известность ответственные учреждения, например, экономическую полицию. А вот отказать предпринимателю в регистрации фирмы, если все документы формально в порядке, РП не имеет права.

Не хочешь — заставим

Бывает, что владельцами компаний становятся против воли. “В июле нынешнего года Регистр уже получил заявление некоего молодого человека о том, что его насильно заставили подписать решение о создании коммерческого общества, оформил заверенные нотариально образцы подписи. Это общество создано для фиктивной деятельности с целью хищений у государства налога на добавленную стоимость”, — рассказывает представитель Регистра предприятий Лига Брице.

По словам специалистов РП, очень часто владельцами фиктивных фирм становятся подставные лица, например бомжи. За пять латов эти люди готовы “управлять” хоть парикмахерской, хоть международным концерном. А какой с них может быть спрос?

“Согласно международной практике, законодательные требования государства в вопросах отмывания денег и ухода от налогов должны быть одинаковыми как для государственных, так и для частных структур. Тем не менее в Латвии есть целый ряд требований, которые относятся, например, к банкам, а к Регистру предприятий — нет. Так, банк обязан проверять клиента, обратившегося за той или иной финансовой услугой. Быстрее, чем за три дня, в банке нельзя даже открыть счет. Почему же те, кто получает услугу в государственном учреждении, а именно — регистрирует предприятие, такой проверки не проходят?” — недоумевает г-н Тверийонс.

“Что касается времени регистрации предприятий, которое сейчас у нас одно из самых коротких в Европе. Упрощенная схема регистрации предприятий сейчас успешно работает на честных предпринимателей, но еще более успешно она помогает мошенникам. Молодой предприниматель вряд ли опаздывает на поезд — неделя или два дня пройдут перед получением удостоверения о регистрации фирмы. Я считаю, что для честного предпринимателя срочность не является принципиальным вопросом.

Но конечно, предлагаемые поправки не направлены на то, чтобы сильно усложнить процесс регистрации новых фирм. Подчеркну, задержки могут быть только в отдельных случаях, когда исходя из опыта и здравой логики, у сотрудника РП возникают подозрения относительно честности заявленной на регистрацию фирмы. Почему бы и не усложнить жизнь создателям фиктивных предприятий? До каких пор им можно позволять пользоваться теми привилегиями, которые предназначались для честных бизнесменов?" — говорит г-н Тверийонс.

http://www.novonews.lv/news/2008/08/22/business/043324.html


Написать комментарий