Детей до переломов избивают и папы с высшим образованием 1

Моральные и семейные ценности в нашем обществе сегодня не в почете: родственники жесточайшим образом избивают детей и пребывают в полной уверенности, что "так и надо", а окружающие предпочитают лучше закрывать на происходящее глаза, чем пытаться как-то остановить беспредел. А кто же вырастет из этих детей, которые с первых лет своей жизни ходят в синяках и нервно оглядываются по сторонам, накапливая в душе страшную обиду на этот злой и несправедливый мир?!

Глава Даугавпилсского Сиротского суда  Лигита Стразда со случаями морального и физического насилия в семье сталкивается постоянно и каждый раз семейную драму переживает как личную беду. Еще бы! Сердце любой матери, да и любого нормального человека обольется кровью при созерцании того ужаса, что родители и опекуны творят порой со своими чадами.

Дети страдают повсеместно и от жестоких побоев, и от морального давления и унижения со стороны тех людей, кто по определению должен быть для них самым близким, самым родным, тем, у кого искать защиты и просить поддержки в трудный момент. На практике оказывается, что родители довольно часто становятся для собственных детей воплощением всего зла и ненависти, всей беспринципности и несправедливости, что есть в этом мире.

И самое удручающее то, что такие жестокие наказания детей имеют место в приличных и самодостаточных, на первый взгляд, семьях. Мы все привыкли думать, что дети с проблемами психики и развития растут в социально неблагополучных, малообеспеченных семьях, однако, как утверждает Лигита Стразда, для формирования у ребенка множества психологических проблем, комплексов и извращенного понимания мира совсем не обязательно наличие стереотипных “матери-алкоголички” и “отца-безработного”. Своих детей до синяков и переломов избивают люди с высшим образованием и хорошим достатком…

ОТЧИМ ПОСТАВИЛ В УГОЛ И БИЛ

Руководителю Сиротского суда наблюдать чужое горе приходится часто. Далеко не во всех случаях, но люди все-таки звонят в Сиротский суд и рассказывают об известных им фактах насилия над детьми. Л.Стразда подчеркивает, что звонки эти всегда остаются анонимными и никто никогда не расскажет ни родителям, ни детям, откуда поступила информация. Сотрудники Сиротского суда просто приедут на место и лично выяснят, как обстоят дела. Если очевидны проблемы с воспитанием или содержанием детей, то они непременно будут решаться.

Стоит ли говорить, что каждый случай строго индивидуален. Иногда совместное проживание ребенка и родителя более не мыслимо под одной крышей, порой и тот, и другой просто нуждаются в помощи со стороны для разрешения конфликтов и укрепления взаимопонимания. В одном случае виноват капризный и гиперактивный ребенок, в другом – свирепый и упрямый родитель. Благо сейчас есть и кризисные центры, и различные программы, доступны услуги психологов и социальных работников. Главное – признать наличие проблемы и всей семьей искать пути ее разрешения. К сожалению, на это способны не все.

Несколько недель назад в дверь кабинета Лигиты Стразды постучал задерганный и “забитый” мальчонка 9 (!) лет. Кто из нас в 9 лет знал о существовании такой структуры, как Сиротский суд и месте ее нахождения? Вопрос риторический…. Так что же должно произойти, чтобы ребенок сам нашел сюда дорогу?!

Мальчик рассказал, что живет с мамой и отчимом. За какую-то проделку отчим поставил его в угол и начал бить ремнем. Бил долго и сильно. В подтверждение тому – синяя спина и многочисленные следы побоев по всему телу…

Как описывает Лигита Стразда, мальчишка сидел, ссутулившись, с опущенной вниз головой и нервно оглядывался по сторонам. И слово “жалко” здесь не выражает даже сотой доли того сострадания, которое испытываешь, глядя на потрепанного жизнью маленького человечка.

“БИТЬ – ЗНАЧИТ ВОСПИТЫВАТЬ”

“Проблемы в семьях, где детей воспитывает неродной отец, действительно распространены, – признает ”mention mention-Person" data-class=“Person” data-id=“54” href=“/kto_estj_kto/54/Стразда_Лигита”>Лигита Стразда, – И в таких случаях матери надо помнить о том, что ее новый муж или сожитель интуитивно, на уровне подсознания все равно недолюбливает ее бывшего супруга, отца ее ребенка, и этот ребенок является своего рода постоянным напоминанием о прошлом женщины. На этой почве дети часто страдают, ведь именно на них отчимы срывают свой гнев".

История 9-летнего мальчика, очевидно, принадлежит именно к этому разряду. Только вот мать встала на сторону нового “папы” и в разговоре с Л.Страздой с неподдельным удивлением заявила: “А что тут такого? Он его воспитывал, все правильно – значит, заслужил”.

“Никто не давал родителям и опекунам права физически насиловать детей!” – не скрывает своего возмущения глава Сиротского суда.

Еще родители зачастую руководствуются принципом “раз меня так воспитывали, то и я так буду”, тем самым оправдывая жестокое избиение собственных детей. Что тут скажешь, истории – увы, известны различные подходы и методы воспитания детей. Но нельзя забывать, в какое время живем мы.

Сегодня дети действительно бывают гиперактивными, склонными к капризам и даже мстительности. Но в то же время современными психологами и педагогами давно доказано, что поведение ребенка является лишь отражением общей обстановки в семье, и, вместо того чтобы “выбивать дурь” из своего чада, надо искать первопричину его непослушания в себе. Комплексный, продуманный и последовательный подход к воспитанию всегда дает позитивные плоды, только вот некоторым родителям проще пойти по самому простому и разрушительному пути – ударить.

А когда ребенок, испытавший такое, вырастет, он тоже будет считать, что бить – это значит воспитывать. И поколения, сменяя друг друга, будут по-прежнему нести в себе жестокость и насилие, несмотря на кропотливую работу специалистов, выстраивающих различные техники воспитания и развития детей, исходя из их особенностей в конкретных условиях жизни. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы будем продолжать молчать о том, что происходит рядом с нами. Лигита Стразда призывает всех : педагогов, врачей, соседей, знакомых, родственников и просто случайных наблюдателей сообщать в Сиротский суд об известных им случаях насилия – морального и физического – над малолетними детьми. Ситуация обостряется с каждым днем, и самое время, наконец, задуматься о том, что за поколение мы растим сегодня.

ВЗДРАГИВАЕТ ДАЖЕ СПУСТЯ ПОЛГОДА

Методы воздействия на наше общество Лигита Стразда видит хотя бы в элементарных образовательно-развивающих мероприятиях. В каждой школе есть классные часы. Почему бы не проводить их на подобные темы и не приобщать к их проведению самих родителей? Людей от мала до велика надо учить быть открытыми, не бояться говорить о своих проблемах. Если семья не может справиться с собственными неурядицами самостоятельно, то надо уже, наконец, перестать бояться и вынести “сор из избы”, не боясь наткнуться на стену непонимания и осуждения.

Хорошо, безусловно, если соответствующие службы рано или поздно узнают о факте насилия в семье, однако, чем дольше длится издевательство над ребенком, тем глубже и сильнее в его душе остается ноющая и порой даже неизлечимая травма.

Л.Стразда рассказывает об еще одном страшном случае. Женщина уехала на заработки за границу, а ребенка оставила на попечение своего знакомого. Мужчина систематически избивал его, а мать, приезжая, делала удивленные глаза и восклицала в ответ на упреки: “Это же нормально! Он учил и воспитывал!”.

…Даже спустя шесть месяцев систематической работы психологов и соцработников, после полного курса реабилитации этот ребенок до сих пор вздрагивает, а самой страшной карой на свете осталось для него имя обидчика – “дядя Вова”, при упоминании которого он становится нервным и взволнованным.

Детей из таких семей стараются спасти и буквально исцелить. Удается это с переменным успехом, но специалисты не теряют надежды и не отступают. А вот виновников изуродованных детских судеб наказать удается не всегда. Как говорит Лигита Стразда, в городе есть опыт заведения уголовных дел по факту сексуального насилия над детьми, но что касается физического или тем более морального насилия – таких прецедентов у нас пока нет.

Криминальные процессы, как правило, приостанавливаются, не успев толком начаться. Причина – нет состава преступления. Тем не менее руководитель Сиротского суда отступать не намерена и обещает искоренить практику, когда из заключения врачей следует, что ребенок чуть ли не сам падал и бился об стены в приступе истерики. А родители за этим равнодушно наблюдали…

Ольга ПЕТКЕВИЧ

31.07.2008 , 17:40

"Сейчас"


Написать комментарий

Воспитание и наказание как и поощрения, вещи нераздельные то бишь три в одном. Главный институт воспитания как мне видеться ни Сиротский суд, а семья, где и несут ответственность перед Богом и государством родители.

И в статье как я понял проблема в степени наказаний, которые установить может либо сам наказанный, либо суд. Так что надо учить детей в школах, что они точно такие же личности охраняемые своим государством как и их родители, и что их закон обязан защищать точно так-же как и их родителей.