Почетный пенсионер революции

Латвию посетил один из самых знаменитых в мире поляков — Лех Валенса

В Риге в течение двух дней находился бывший президент Польши и бывший лидер профсоюза “Солидарность” Лех Валенса. Человек, забивший первый гвоздь в крышку гроба советской системы, сейчас живет историей.

Символический визит

Приезд Леха Валенсы в Ригу проходил в символическое время. В Польше отмечают 25-летие профсоюза “Солидарность”, в Киеве победоносно шагает “оранжевая революция”, в Риге торжественно празднуют юбилей своей революции — 1905 года. Место встречи Телеграфа с бывшим президентом Польши было назначено тоже в символическом месте — в Музее Народного фронта. Конечно, Валенса не имеет к Народному фронту Латвии прямого отношения, но ведь именно он вызвал вихрь перемен, докатившихся до нашей страны через десять лет и подаривших ей независимость.
Впрочем, г-н Валенса наверняка разочаровал бы любого пламенного народовольца. Осмотрев экспозицию музея, состоящую в основном из фотографий 1990—1991 годов, где последний ремонт делали примерно в то же время, бывший электрик Гданьской судоверфи откровенно признался, что не имел бы никаких шансов победить на предстоящих в Польше президентских выборах. Он ушел из политики, и, похоже, навсегда. “Я — пенсионер”, — без какого-либо сожаления в голосе сказал Валенса. В Ригу же он приехал, по его словам, “поговорить об истории” и “избегал политических разговоров”.

Прошлое и будущее

Тем не менее Телеграф не удержался и задал Леху
Валенсе политический вопрос: “Поедет ли президент Польши Александр Квасьневский в Москву на празднование 60-летия победы в Великой отечественной войне? Если да, то как господин Валенса к этому отнесется?” Лех Валенса не знает, поедет ли Квасьневский в Москву, но на месте президента он бы поехал. “Россия — большая, важная и демократическая страна. Когда не занимается демагогией. Так поможем ей оставаться демократической! Я никогда не боялся любых переговоров, любых встреч, пусть даже самых сложных. Уверен, что и у президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги тоже не будет никаких проблем в Москве”, — сказал г-н Валенса.
Весьма прагматично Лех Валенса относится и к другой животрепещущей для латвийского общества теме: признает ли Россия факт оккупации Латвии, извинится ли?
Пока не признает и не извинится, считает Валенса. По его словам, сейчас в России живет поколение, которое тоже чувствует себя репрессированным сталинским режимом, а тех, которые репрессировали, уже давно нет в живых. “Зачем нам извиняться?” — как бы от лица россиян риторически вопрошал Лех Валенса. С другой стороны, Россия, отметил он, всегда любила использовать то, что ей выгодно, а то, что нет, — отбрасывать в сторону. Тем не менее отставной политик полагает, что рано или поздно Россия прольет бальзам на душу латвийского истеблишмента и признает факт оккупации.
В заключение Лех Валенса отметил, что в политике не надо смотреть в прошлое, а следует строить будущее. О нем самом этого не скажешь — выглядевший сильно уставшим, лауреат Нобелевской премии оживлялся только тогда, когда речь заходила о польских событиях двадцатилетней давности.

14.01.2005 , 10:06

Андрей ХОТЕЕВ


Темы: ,
Написать комментарий