Закон и VALODA

Штабисты планируют новые акции

Ближайшая из них – сбор подписей школьников. В городском Управлении образования от этой идеи явно не в восторге.

Хочешь учиться по-русски — участвуй в акции!

— Тактика действия Штаба защиты русских школ меняется, — говорит координатор штаба  Сергей Соловьев. — Бурные митинги и шумные манифестации временно отменяются. Работа будет проводиться в стенах школ. На данный период это более эффективно. Первая ближайшая акция такого рода — сбор подписей под анкетой, которая будет распространяться в городских школах. Под ней смогут подписаться ученики старших классов (начиная с 8-го), а до 8-го класса — родители школьников. Цель этой акции — получить поддержку школьников и их родителей инициативы депутатов Сейма из фракции «ЗаПЧЕЛ». 10 февраля в Сейме будет рассматриваться их законопроект, предусматривающий свободу выбора языка обучения. Если в классе более 50 процентов учеников или их родителей письменно подтвердят свое желание того, чтобы обучение шло не на госязыке, а на родном языке учеников, то администрация школы обязана будет удовлетворить их желание. Все так будет, разумеется, только в том случае, если законопроект одобрит Сейм и в «Закон о языке» будут внесены соответствующие коррективы. В этот же день возле стен Сейма пройдет пикет старшеклассников в поддержку данного законопроекта.
Штаб защиты русских школ намеревается информацию о количестве поддержавших законопроект школьников и их родителей передать до 10 февраля в Сейм, дабы депутаты при голосовании учли их мнения, а также — до 24 февраля — в Европарламент. Там эта информация будет использована в слушаниях по вопросу «насильственной латышизации русских школ и массового безгражданства» в Латвии. Поэтому, считает С. Соловьев, чем больше школьников поддержат инициативу депутатов «ЗаПЧЕЛ», тем внимательнее к ней отнесутся в Сейме и Европарламенте.

От языковой реформы школьники не в восторге

Активист городского Штаба защиты русских школ Илья учится в 10 классе и непосредственно на себе ощущает все те изменения, которые принесла в школу реформа «60/40».
— Конечно, учиться стало намного труднее. Я имею в виду те предметы, которые изучаются билингвально или на латышском языке. История культуры преподается только на латышском, а биология — преимущественно. Много времени уходит на перевод. Ребята зачастую не понимают какие-то слова и термины и просят учителя перевести их на русский. На это тратится время, а на сам предмет его остается меньше. Значит, страдает качество обучения. По информатике и химии материалы идут на латышском. Читаешь их со словарем. Опять же тратится на это драгоценное время. И учителям нелегко. Учились-то они на русском, а теперь преподавать приходится на латышском.
Такие же проблемы у друзей Ильи из других школ. Все они, говорит он, против реформы, но только лишь небольшая часть активно участвует в борьбе за сохранение русского языка в школе. Остальные пассивно воспринимают реформу как данность и приспосабливаются. Илья собирается поступать в медицинский институт и поэтому биологии уделяет особое внимание. Но теперь на латышском языке ему изучать этот предмет стало значительно труднее, считает он.
В городском Управлении образования мне предложили ознакомиться с мнениями школьников о реформе образования. Часть из них сейчас испытывают трудности в учебе.
«Учеба стала в два раза тяжелее, так как я стал выполнять двойную работу: перевод с латышского языка на русский, а затем выполнение работы на русском языке. Для меня это очень неудобно… К сожалению, за полтора месяца я понял, что мои оценки снизились в связи с реформой», — говорит десятиклассник Руслан.
«Улучшились знания латышского языка, но труднее стало учиться, понимать материал, т. к. учитель не очень хорошо владеет латышским языком», — это мнение Вероники.
«Все книги на латышском, из-за этого сложнее учиться, т.к. многим непонятен материал. Учителя не дают перевода, — так считает К. В.
Но есть и другие мнения — оптимистичные, правда, их гораздо меньше:
«Меня вообще все устраивает. Никаких трудностей не испытываю, побольше бы латышского языка. Неудобно только исправлять учителей. Просто нужно учиться, стараться, и все получится, — говорит Эрнестина.

Школа — не политический «базар»

Руководитель Управления образования Янис Дукшинскис считает, что организаторы анкетирования не преследуют цель решить какую-нибудь проблему, а просто хотят добиться активизации школьников, хотят вовлечь их в свою деятельность. А толку от этой акции, скорее всего, не будет никакого. В свое время в Министерство образования штабисты посылали петиции с многочисленными подписями, но там пришли к выводу, что, очевидно, многие подписи фальшивые.
Я. Дукшинскис считает, что подобные акции в школах нежелательны, т. к. они мешают нормальному учебному процессу. Администрация школ, скорее всего, не одобрит анкетирования в школах — возможно даже, эта акция связана с предвыборной кампанией. Зачем превращать школу в политический «базар»? В то же время Я. Дукшинскис допускает, что для половины старшеклассников русских школ увеличение объема преподавания предметов на латышском языке создало проблемы. Меньше их в тех школах, где процессу билингвального обучения уделяли достаточное внимание. Трудности возникают и в тех школах, где десятые классы комплектовались из учеников разных школ. Ведь там ребята учились по разным программам.
Там, где есть проблемы, ученики должны обращаться к администрации школ, чтобы та организовала дополнительное факультативное обучение по тем предметам, освоение которых на госязыке вызывает трудности. Чтобы помочь школам в успешной реализации реформы, Управление образования намерено осуществлять мониторинг ситуации. 21 января пройдет семинар для директоров школ, на котором будут обсуждаться планы мониторинга. А на основе дальнейшего анализа школам будет оказываться необходимая помощь, чтобы свести к минимуму все трудности, связанные с реализацией реформы.

13.01.2005 , 13:35

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий