Памяти детей Израилевых

Эти слова высечены на памятнике Мемориала жертв геноцида еврейского народа и Даугавпилсского гетто, что в Погулянском лесу. Здесь каждый год 4 июля собираются на траурный митинг все, кому удалось выжить в Холокосте, потомки погибших, представители муниципалитета, общественных организаций, дипломатических миссий, чтобы под плач скрипки возложить цветы, зажечь свечи и вспомнить трагическую страницу в истории целого народа.

4 июля 1941 года в оккупированной Риге нацисты сожгли Большую хоральную синагогу. Сейчас на этом месте установлен мемориал и памятник спасителю латвийских евреев Жанису Липке и еще 270 праведникам мира. Они, рискуя жизнью, укрывали от нацистов своих соседей и знакомых, которых уничтожали только за принадлежность к другому народу и вере. Много лет спустя после войны день 4 июля в Латвии был официально признан Днем памяти жертв геноцида еврейского народа. Советская идеология предпочитала не упоминать о тысячах уничтоженных нацистами евреев, уничтоженных по национальному признаку. Эти жертвы входили в общую статистику погибшего мирного населения, а слова Холокост вообще не было.

В годы гитлеровской оккупации в Латвии было убито свыше 80 тысяч евреев, в том числе в Даугавпилсе – 14 тысяч. До войны в городе еврейское население составляло 11 тысяч человек. Часть из них успела уйти на восток и спастись. Жизненный путь тех, кто остался, а также беженцев из Литвы и других районов Латвии прервался в гетто и лесах Даугавпилса.

- В гетто выжили около 300 человек. В основном это те, кто нужен был немцам на работе – ремесленники, строители, – рассказывает историк профессор  Иосиф Штейман. – Потом их отправили в Ригу и дальше в концлагеря Польши и Германии. Некоторым удалось спастись, они живут в Латвии, Израиле, Австралии. Но большинство осталось лежать в Погулянском лесу, их расстреливали большими партиями. Были расстрелы около тюрьмы, на Форштадте, нескольких евреев убили в Стропах. В Даугавпилсском гетто погибли сестры, братья моей матери и их семьи, всего девять человек.

Чрезвычайная государственная и городская комиссии, расследовавшие нацистские преступления в Даугавпилсе, определили материальный ущерб, нанесенный городу, и места захоронений пленных солдат Красной армии. Страшный ров в Погулянском лесу с жертвами мирного еврейского населения случайно обнаружили только летом 1989 года. Останки людей в 25 гробах были с почестями перезахоронены в Погулянке. Сколько безымянных могил еще хранит полигон смерти в Погулянке – неведому никому. По инициативе Даугавпилсского еврейского общества на месте массовой казни евреев 10 ноября 1991 года был торжественно открыт Мемориал памяти – в день 50-летия кровавой акции Холокоста.

Историки Даугавпилса заполнили белые страницы этого тяжкого периода в жизни евреев города, посвятив теме Холокоста исследования и книги. Одна из них – “Уничтожение евреев Латвии” – вышла на днях в Риге. Огромный вклад в ее создание вложили даугавпилчане З.Волкович и И.Рочко.

- Мой отец – Гершен Рочко был узником Даугавпилсского гетто. Его первая жена и двое детей погибли там. Отец выжил, пройдя страшный путь гетто в Даугавписе, Риге и до крематория в “Штутгофе”, – говорит историк  Иосиф Рочко. – В память об этих событиях я написал вместе с соавторами несколько книг, посвященных истории евреев Даугавпилса и Латгалии.

Родственники Бориса Княжицкого погибли в Украине и в Даугавпилсе. Он напомнил на митинге о несгибаемой воле к жизни Хайи Лебедевой, которую в Даугавпилсе помнят многие. Женщина прошла несколько гетто и лагерей смерти, лишилась пальцев рук. Она ценила каждое мгновение жизни и напоминала современникам о чудовищном испытании войной, исполняя культями рук на пианино “Бухенвальдский набат”.

- До войны в мирном Даугавпилсе бок о бок жили евреи, русские, поляки, и в одночасье все оборвалось. Город лишился огромного количества мирного населения, работой и жизнью которых гордились все, – сказала на митинге мэр города  Рита Строде. – Каждый раз на этом месте в Погулянском лесу я ощущаю груз большой ответственности за то, чтобы молодое поколение знало о трагедии еврейского народа, чтобы все понимали – ценнее человеческой жизни нет ничего. Всем нам я желаю памяти, уважения к выжившим в Холокосте, тем, кто, несмотря на эмоциональные и физические потрясения, находит в себе силы жить и напоминать о трагических страницах истории нашего города.

Жанна РОМАНОВСКАЯ

10.07.2008 , 15:43

"Сейчас"


Написать комментарий