И скрипка плакала…

4 июля, в День памяти жертв Холокоста, как и каждый год, возле Мемориала в Погулянском лесу прошел траурный митинг. Здесь, на месте, где в годы войны были расстреляны и даже не похоронены, а наскоро зарыты в ямы, - как зарывают в спешке следы преступления, - сотни даугавпилсских евреев, ныне ежегодно собираются люди, чтобы почтить память невинных жертв.

Возле главного камня Мемориала и камней поменьше, каждый из которых символизирует одну из европейских стран с указанием страшных цифр – количества уничтоженных в этой стране евреев, в этот день был зажжен огонь памяти. Несмотря на десятки людей, собравшихся на траурный митинг, в Погулянском лесу стояла торжественная тишина, нарушаемая лишь пронзительно-печальными звуками скрипки – этого вечного спутника еврейского народа в бедах и в радости.

Начался митинг с поминальной молитвы по всем евреям, погибшим в годы Холокоста, – как тем, кто покоится в Даугавпилсе, так и погибшим в любом уголке мира. Хор, состоящий из членов еврейской общины нашего города, исполнил в память о погибших печальные мотивы. На митинге выступали не только евреи – потомки тех, чьей памяти было посвящено траурное мероприятие, но и представители других национальностей, люди, для которых память любых невинных жертв войны священна. Среди выступавших были мэр города  Рита Строде, представители Генерального консульства Российской Федерации, члены Общества белорусской культуры.

Несправедливо было бы, вспоминая жертв и говоря об их палачах, не вспомнить и других людей, благодаря которым некоторым узникам гетто удалось выжить. Именно таким людям, называемым теперь Спасателями и Праведниками мира, было посвящено стихотворение Станислава Володько. А Борис Княжицкий прочел другое стихотворение, навеянное воспоминаниями о ныне покойной даугавпилчанке, бывшей узнице гетто и концлагерей Хае Лебедевой, которая, лишившись в войну пальцев обеих рук, научилась играть культяшками на пианино. В стихотворении, которое мы сегодня приводим на наших страницах, вспоминается, как она исполняла “Бухенвальдский набат”.

А завершился митинг исполнением гимна Израиля “ХаТиква”. В переводе это слово означает “надежда”, и именно на этой ноте надежды на то, что трагедии прошлого не повторятся в будущем, закончился митинг возле Мемориала.

Профессор  Иосиф Штейман признался, что во время подобных мероприятий он всегда вспоминает своих погибших в Даугавпилсском гетто родст-венников.

Звучит “ХаТиква”

Николай Слюсарь сказал о том, что приходить сюда каждый год и играть на скрипке его заставляет душевная боль и сострадание, свойственное любому порядочному человеку.

Хае Лебедевой и Узникам еврейских гетто 1941-1945 годов посвящается

Играет женщина “Набат”,
Культями звуки извлекая,
И судеб, жизней, лиц парад
Перед глазами проступает.
Когда-то в Двинске, пред войною,
Еврейский люд спокойно жил.
Пчелиному подобно рою,
Жил в счастье и детей растил.
Ничто беды не предвещало…
И в год, когда она пришла,
Прозренье лишь тогда настало,

Когда смерть к яме привела.
Играет женщина “Набат”.
Гремят колокола в аккордах.
Сильней набата много крат
Концлагерей прошедших годы.
Фортепиано, как орган,
Из горловин многоголосых,
Как стон громовый разных стран,
Разбрасывает пепла россыпь.
Из-под ее культяпных рук,
В отместку палачам глумливым,
Сердец, все перенесших, стук
Петлей грозит неумолимой.
Как ни старались людоеды
След изуверский свой зарыть,
Набат возмездья и победы
Воззвал к нам. Их искать. Судить.
Их сохраняемые фото,
На фоне виселиц, печей,
Пути к вершинам эшафотов,
И приговорам наших дней.
Всю эту мерзкую ораву
Народам надлежит скосить,
Чтобы фашистская отрава
Мир не сумела заразить,
Наркодельцы и аферисты
Чтобы не портили людей,
В скинхедов и неофашистов
Не превращали бы детей.
Мы с жертвами едино слиты
Господь народом нас создал.
Вы вечны в нас. Вы не забыты.
Мы – ваш живой мемориал.

Борис КНЯЖИЦКИЙ.

08.07.2008 , 10:16

"Миллион"


Написать комментарий