Как делать деньги из воздуха? 1

Предприятиям становится выгодно не засорять атмосферу

Согласно евросоюзным директивам, с 1 января этого года по всему ЕС заработала Схема торговли выбросами (Emission Trading Scheme). 12 тыс. предприятий по всей Европе, в том числе 96 латвийских, получили право (или обязанность) покупать и продавать разрешения на выброс вызывающего парниковый эффект углекислого газа.

Выбросы на бирже

Схема, которая является частью обязательств ЕС по выполнению требований Киотского протокола, ограничивает для установленных предприятий (прежде всего для самых “грязных”) объемы выброса CO2 в атмосферу. В схеме можно участвовать и добровольно.
В начале года компания получает определенное число разрешений на выброс
(1 тонна CO2 — одно разрешение). Те предприятия, которые загрязняют воздух в меньшей степени, чем им позволено, могут “лишние” разрешения продать. Если, наоборот, предприятие более “грязное”, чем разрешено, оно должно или приобрести разрешения на свободном рынке или вкладывать деньги в реконструкцию и делать свое производство более чистым.
Здесь стоит отметить, что соответствующие европейские директивы никак не регулируют механизмы купли-продажи разрешений. Это можно делать напрямую, через банк, через биржевого брокера. Не установлены и цены — это обязанность рынка. Кстати, такой рынок уже существует. В прошлом месяце, еще до его официального открытия, спекулянты и предприятия купили разрешений на выброс около 2,5 млн. тонн углекислого газа по средней цене
8,5 EUR за тонну. Впрочем, ожидается, что покупатели и продавцы активизируются к концу года, когда будет ясен реальный объем выбросов.
Еврочиновники полагают, что, сделав выброс вредных газов товаром и искусственно создав его дефицит, Европа быстро выполнит требование Киотского протокола — выйдет на уровень эмиссии CO2 эквивалентный 92% от выброса в 1990 году.

В Киото могут быть довольны

Латвия в 1990 году, когда фиксировались данные для составления Киотского протокола, выбрасывала ежегодно 26,778 млн. тонн CO2. Между тем в 2005-м реальный выброс CO2 латвийскими предприятиями, по прогнозам, составит только
8,8 млн. тонн. То есть Киотский протокол наша страна легко выполняет, даже не принимая каких-то особых мер.
Отдельно речь идет об участниках Emission Trading Scheme. В Латвии — это
96 предприятий, на долю которых приходится около 38% всех выбросов углекислого газа в стране. Для них система торговли разрешениями в целом выгодна. Правда, не так, как хотелось бы. Брюссель выдал латвийскому правительству квоту на выброс углекислого газа на период с 2005 по 2007 год в размере 13,7 млн. тонн, что на 29,3% меньше, чем мы желали получить. Модернизируя производство с целью уменьшения количества выбросов, можно со временем начать продавать выделенные латвийским котельным и производствам квоты.

В число 96 предприятий и загрязняющих окружающую среду устройств (некоторым компаниям принадлежат несколько таких устройств, каждое из которых регистрируется отдельно) входят разные “загрязнители”. Из этого числа 60 предприятий загрязняют окружающую среду за счет сжигания энергоресурсов (например, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, принадлежащие Latvenergo; 6 объектов, принадлежащих Rїgas siltums и др.), а также 12 промышленных предприятий (например, Latvijas finieris, Broceni, Liepќjas metalurgs и др.). Еще 24 предприятия подключились к схеме добровольно (это главным образом котельные, принадлежащие относительно крупным предприятиям — например, Biolars, Limbaњu piens, Jћrmalas siltums и др.).

Отметим, что в обязательном порядке к схеме подключали сжигающие устройства, номинальная тепловая мощность которых превышает 20 мегаватт, коксовые печи, предприятия по производству стекла и стекловолокна, целлюлозные производства и т.д.

МнениЯ
Можно ли заработать на экологии?

Линда ЛЕЯ, глава отдела климатической политики Департамента климата и возобновляемой энергетики:
— Европейская комиссия одобрила наш план распределения квот на выбросы. В Латвии квоты определены для 96 предприятий. Однако, чтобы участвовать в торговле квотами, каждое предприятие должно было получить специальное разрешение. На данный момент подобные разрешения получили только около 50% предприятий, для которых вообще определены объемы выбросов.
Кроме того, еще не работает государственный регистр, в котором будет вестись электронный учет всех данных о квотах. Этот регистр, по нашим расчетам, будет готов только к концу марта нынешнего года. Отсутствие регистра — это сдерживающий фактор, но квоты все равно продавать уже можно.
Некоторые предприятия, желающие поскорее продать свои квоты, даже обращались к нам до одобрения плана. Но тогда продать квоты было невозможно, поскольку на тот момент объемы эмиссии не прошли одобрение. Мы также рекомендовали бизнесменам не торопиться с продажей, чтобы не продешевить, так как в будущем цена на квоты может вырасти. Сейчас предприятия могут продавать свои квоты по сравнительно простой схеме — на основании двустороннего договора с потенциальным покупателем. По нашей информации, многие европейские компании уже сейчас понимают, что они не укладываются в установленные ограничения, поэтому уже ищут продавцов. Другое дело, какую цену они смогут предложить. Сейчас на рынке цена одной тонны выбросов колеблется от 6 до 10 евро.

Дагния БЛУМБЕРГА, консультант Ekodoma:
— Пока латвийские предприятия еще не включились в торговлю квотами, главным образом, из-за отсутствия государственного регистра. Надеюсь, что в марте эта ситуация разрешится и тогда квоты можно будет свободно продавать. Цену квот будет определять рынок. Сейчас одна тонна CO2 стоит до 10 евро за тонну. Однако спешить с продажей, на мой взгляд, не стоит, поскольку в будущем, в определенные моменты, цена одной тонны может составить 20 евро.

Кстати

Едва вступив в силу, Emission Trading Scheme была подвергнута критике с разных сторон. Так, “зеленые” европейские организации утверждают, что Брюссель слишком щедро раздал квоты. Из-за этого рыночная цена разрешений будет низкой, а промышленность так и не получит стимула сокращать выбросы вредных газов в атмосферу.
Некоторые представители европейского бизнеса указывают в свою очередь, что разработчики Emission Trading Scheme при составлении директивы не подумали о том, как разрешения будут оформляться через бухгалтерию — у руководителей предприятий, оказывается, очень много на этот счет вопросов без ответов.
Кроме того, в четырех странах ЕС — в Великобритании, Италии, Польше и Чехии — Emission Trading Scheme пока не вступила в силу, так как еврочиновники отклонили национальные планы по размещению разрешений. Еще одно государство, Греция, вообще не представило своего плана.

10.01.2005 , 11:08

Андрей ХОТЕЕВ


Темы: ,
Написать комментарий

"Предприятиям становится выгодно не засорять атмосферу"

У предпринимателей по Киотскому "лохотрону" появилось право засорять атмосферу за "плату" чиновникам за разрешение. И какая разница, приобретя разрешение в Латвии предприниматель начинает засорять в том же объеме в Германии.

И вообще, Киотский лохотрон не сокращает выбросы парниковых газов, как это декларируется в его тексте, а наоборот позволяет их наращивать за соответствующую плату.

Международная афера, позволяющая обойти соответсвующие положения Устава ООН и нормы международного права.