Смерть в колыбели 1

Ничто не может сравниться по драматизму с внезапной смертью младенца, наступившей во сне, - без предшествующих болезней, тяжелых травм и вообще без видимых причин.

Такой случай произошел в палате родильного отделения Даугавпилсской региональной больницы. Рядом с мамой скончалась доношеная девочка, прожив чуть больше суток. У родителей психологический шок, врачи растеряны, полиция хранит молчание. И хотя говорить на эту тему без эмоций тяжело, мы попытаемся разобраться в ситуации, чтобы максимально отдалить даже возможность повторения страшной трагедии. В ходе журналистского расследования мы не искали виновных, а обсуждали проблемы, и столкнулись с таким мало изученным медицинским явлением, как синдром внезапной детской смерти.

ЧТО ПРОИЗОШЛО В ПАЛАТЕ?

ЧП в родильном отделении ДРБ случилось под утро. Из палаты с криком “На помощь!” выбежала женщина. Это была соседка несчастной матери. Со всех сторон в палату бросился медицинский персонал. Уже холодный ребенок с трупными пятнами лежал в кровати. Доктор констатировал смерть младенца в 6.10, а экспертиза определила, что девочка умерла около трех часов ночи. Как рассказала соседка, молодая женщина лежала в своей кровати вместе с новорожденной. Очевидно, мать во сне не почувствовала, что ребенок перестал дышать. Поскольку врачи не смогли объяснить смерть младенца медицинскими причинами, они вызвали полицию.

“Без комментариев!” – сказали, как отрезали, в Даугавпилсском управлении государственной полиции на вопрос журналиста газеты “СейЧас” о криминальном процессе по факту гибели ребенка. Сообщения о трагедии в родильном отделении в недельной сводке полиции для прессы не оказалось.

Директор Даугавпилсской региональной больницы Айварс Здановский не отрицал, что в родильном отделении произошло несчастье. Тело младенца отправили на экспертизу в Ригу, потому что в Даугавпилсе подобного рода исследования не проводятся. Когда пришлют результаты: через неделю или через месяц – неизвестно. Версии могут рассматриваться самые разные: нарушения в уходе за малышом, неосторожность матери, врачебная ошибка, синдром внезапной младенческой смерти или нечто иное, а истинную причину должна назвать именно экспертиза.

С журналистом газеты “СейЧас” согласились побеседовать акушер-гинеколог  Алла Липатова, которая замещает находящуюся в отпуске заведующую отделением, и неонотолог Галина Олейникова. Как признались доктора, они до сих пор пребывают в стрессовом состоянии. Периодически появляются на свет умершие внутриутробно, глубоко недоношенные плоды, гибнут младенцы при родах или сразу после рождения, это специфика профессии. Но внезапная смерть новорожденного во сне в палате роддома – первый такой случай на памяти врачей за их многолетнюю практику.

По словам докторов А.Липатовой и Г.Олейниковой состояние 22-летней роженицы было удовлетворительным. Во время обходов она не жаловалась на плохое самочувствие, кормила первенца грудью. Девочка родилась не маленькая – 4400 граммов. Врачи ребенка по десятибальной шкале Ангар (дыхание, частота сердцебиения, окраска кожи, мышечный тонус и рефлексы) определили на 8/9 баллов. То есть отличный, здоровый младенец. Во время ежедневных осмотров врач оценивал состояние ребенка, все было в порядке. Новорожденная находилась вместе с мамой. Их посещали родственники. Жалоб на медицинское обслуживание не поступало.

Штат родильного отделения ДРБ укомплектован и персонал выполняет свои функциональные обязанности. Высказать пожелания, поделиться тревогой или задать вопросы молодые мамочки имеют возможность при ежедневных обходах врача, во время визитов медсестры. Позвать на помощь медика можно в любой момент – каждая палата оборудована кнопкой тревоги.

ПРИЛОЖИТЬ ДИТЯ К ГРУДИ МАТЕРИ

Журналисту довелось услышать мнение молодой женщины, недавно родившей ребенка. Она считает, что роженице нужно время, чтобы прийти в себя, а ей сразу же после родов отдают младенца. Маме приходится тяжело – и у самой самочувствие далеко не самое лучшее, и за новорожденным необходимо ухаживать.

Как рассказал А.Здановский, если новорожденному по состоянию здоровья требуется интенсивная терапия, то его помещают в специально оборудованное помещение под круглосуточный врачебный контроль. Если женщине сделали кесарево сечение, то ребенка ей могут сразу и не отдать, а можно привлечь к уходу за младенцем его отца или бабушку. Если состояние ребенка удовлетворительное, то с момента появления на свет он находится вместе с матерью. Это общемировая практика.

Как считает доктор Липатова, благодаря такой практике в больницах удалось побороть многие инфекции. Новорожденного прикладывают к груди матери сразу после рождения, потом они вместе лежат в палате. Младенец должен контактировать с кожей матери, с ее флорой.
Врачи говорят, если женщина после родов не желает находиться вместе с малышом, то его помещают в детскую палату. Правда, такое бывает крайне редко – каждая мамочка хочет быть вместе со своим ребенком с первых минут его жизни. Выходит, рожениц не обязывают ухаживать за младенцами.

Другой спорный момент: можно ли брать новорожденного в свою кровать? По этому вопросу мнения врачей и ученых расходятся. Одни считают, что нельзя – в целях безопасности новорожденного, его хрупкому позвоночнику нужна жесткая колыбель. Другие считают, что под крылом матери младенец чувствует себя психологически более защищенным, а маме в кровати удобнее его кормить грудью.

Доктора А.Липатова и Г.Олейникова придерживаются такого мнения: днем малыш может быть в кровати вместе с матерью, но во время сна и на ночь – ни в коем случае. По словам врачей эти правила нигде не прописаны, жестких указаний на сей счет не существует. Нельзя приказать матери не брать младенца в свою кровать, нельзя нарушать ее права человека. Каждая мать принимает решение сама – спать с младенцем вместе или нет, разрешить врачу делать ему прививки или нет. И отвечает за свои решения тоже мать сама.

По мере нашей беседы с врачами родильного отделения обозначилась еще одна проблема – готовность женщины к родам и уходу за младенцем. Если раньше курсы молодых мамочек были обязательны, а без отметки в материнской карте о прослушанных лекциях можно было лишиться части денежного пособия, то сегодня эта норма не действует. Более того, в Даугавпилсе нет курсов подготовки молодых матерей! И это в государстве, где очень высок уровень младенческой смертности…

Получается, психологическая и образовательная подготовка будущей матери – ее личная обязанность и добровольное дело гинеколога. Если наблюдающий беременную женщину врач сочтет нужным прочесть пару лекций пациентке, он это сделает. И некоторые даугавпилсские врачи так поступают.

Между тем А.Липатова и Г.Олейникова утверждают: было бы у беременной желание полноценно подготовиться к родам – информации достаточно, в ее распоряжении книги, специализированные журналы, интернет, в том числе и бесплатно в библиотеках города и района. Все зависит от женщины. Одна и в 18 лет психологически и социально готова взять на себя ответственность за жизнь ребенка, а другая и в 30 лет не знает, как вести себя и что делать с младенцем.

СИНДРОМ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ МЛАДЕНЦА

Ежегодно синдром внезапной детской смерти (СВДС), или синдром апноэ во сне, уносит 2 – 6 младенца из тысячи родившихся. Внешне здоровые малыши засыпают и больше никогда не просыпаются. СВДС подразумевает внезапную смерть ребенка первого года жизни, объяснить которую не помогают ни подробное изучение медицинской истории малыша, ни результаты патологоанатомического исследования. Чаще всего это происходит во сне, поэтому синдром еще называют “смертью в колыбели”.

Впервые термин появился в 1969 году, а со второй половины 1980-х годов ученые изучают эту патологию. Современная наука знает примерно 50 теорий возникновения СВДС.

Американская академия педиатрии разработала специальные рекомендации по профилактике СВДС, а с 1994 года в США даже была развернута национальная кампания “Back to Sleep”, призванная убедить родителей в том, что их малыши должны спать на спине, на боку, но не на животе. Такие действия по обучению правильному уходу за младенцами во время сна, входящие в практику американских медиков, наполовину снизили количество случаев СВДС.

Чтобы максимально уменьшить риск возникновения СВДС, мать должна самым внимательным образом отнестись к себе и своему ребенку еще во время беременности. Курение, наркотики, чрезмерное употребление алкоголя беременной женщиной втрое повышают шансы внезапной гибели ребенка на первом году жизни. Кроме того, очень важно регулярное наблюдение врача в период беременности. Настоятельно рекомендуется укладывать ребенка на спину в кроватке с достаточно жестким матрасом, плотно прилегающим к ее дну. Самая опасная поза младенца во сне – на животе. Во время сна малыш не должен быть слишком тепло одет. Следует избегать пуховых подушек и одеял. В комнате, где спит малыш, не должно быть жарко, помещение нужно проветривать в течение дня. В присутствии грудного ребенка нельзя курить.

Сигналом тревоги для родителей должны послужить внезапная бледность, остановка дыхания, склонность к обморочным состояниям или чрезмерное потение малыша во время сна. Все, что касается младенца, очень индивидуально и неповторимо, поэтому родители не должны стесняться задавать вопросы своему педиатру.

Увы, в Латвии большинство населения пребывает в неведении относительно синдрома внезапной смерти младенца, соответственно, и мер по его профилактике. В кулуарах врачи говорят, что случай в Даугавпилсе – третий в нынешнем году в стране.

Внезапная детская смерть всегда ставит разум взрослого человека перед серьезным испытанием на стойкость. Мы искренне соболезнуем родителям, потерявшим первенца, и желаем им той всеобъемлющей любви друг к другу, в которой обязательно рождаются дети.

Жанна РОМАНОВСКАЯ

26.06.2008 , 14:56

"Сейчас"


Написать комментарий

kakoj kowmar.....ja v woke,bednie roditeli,moi soboleznovanija...ja sama nedavno stala materju i predstavljaju kak eto tjazelo poterjatj malenjkoe 4udo,kotoroe zdalis boljwim neterpeniem!!!!!!!!!!!!
UZAS