Гражданство — дело политическое…

Отказ в предоставлении гражданства Юрию Петропавловскому, не проявившему должной степени "покорности" государству латвийскому, стал наиболее громким случаем подобного рода в нашей стране. Но это не означает, что он не имеет прецедентов в мировой практике.

Увы, гражданство давно является не юридической категорией, но политическим инструментом, применяемым по принципу “кто сильнее, тот и прав”.

Наиболее широко лишение гражданства практиковалось в новейшей истории Советским Союзом — практически все отъезжающие на ПМЖ в Израиль советские евреи должны были прежде всего расстаться с “серпасто–молоткастым”. Это же касалось и тех, кто выезжал в общем с ними эмиграционном потоке, — например, Эдуарда Лимонова лишили гражданства еще в Москве. Но если Савенко улетал в Вену свободным человеком, то Александр Солженицын был отправлен спецрейсом во Франкфурт в наручниках и одновременно с официальной высылкой из СССР оказался лишен гражданства. С другой стороны, Василий Аксенов первоначально проживал в США с советским паспортом и услышал о решении Президиума Верховного Совета в свой адрес по радио. В отношении Андрея Тарковского советская власть долго мялась — политического решения по своенравному художнику, фактически эмигрировавшему, он так и не дождался, умерев на чужбине.

После отстранения от власти КПСС практика лишения советского гражданства была утеряна. Даже министр иностранных дел молодой Латвийской Республики Янис Юрканс, которому были даны полномочия представлять ее за границей, ездил по миру с нелимитированной кредитной карточкой, выданной правительством Швеции, и с советским служебным паспортом! Позднее либеральный подход распространился и на российские паспорта, с коими чеченская братва путешествует по миру. И куда только смотрит ОВИР?

Новорожденные же прибалтийские государства оказались в плане лишения гражданства ребятами не промах. Самым громким эпизодом в соседней Литве стоит признать травлю бизнесмена Юрия Борисова. Вначале его шельмуют в СМИ как российского “агента влияния”. Затем его лишают литовского гражданства, затем следует отказ в предоставлении вида на жительство (несмотря на то, что он проживает в
Литве с шести лет и все члены его семьи имеют литовское гражданство!). И, наконец, физически отобраны оба паспорта — литовский и российский. Какая правовая норма позволила литовским “правоохранителям” лишать человека, находящегося на свободе, не принадлежащего Литве документа, Фемида декларирующей свою “дружественность” к России страны помалкивала…

Правительство Эстонии в прошлом году приняло решение об отказе в предоставлении эстонского гражданства 38–летней Людмиле Шевцовой на основании закона, согласно которому гражданство не предоставляется бывшим или нынешним сотрудникам зарубежных спецслужб. Шевцова работала в КГБ с 1984 по 1991 год в 5–м (оперативно–техническом) отделе КГБ ЭССР… переводчиком. Людмила просила предоставить эстонское гражданство и своему 13–летнему сыну Алексею. Поскольку оба ходатайства были представлены вместе, МВД Эстонии отказало и Алексею, оставив, впрочем, ему право натурализоваться по достижении совершеннолетия.

Еще эстонские власти отказались предоставить гражданство страны трехлетней девочке, которую удочерила семья эстонских граждан. Причины этого казуса носят чисто биологический характер: молодая эстонская семья удочерила маленькую девочку совершенно официально, по закону она считается дочерью граждан ЭР, однако синий паспорт ребенку дать отказались, поскольку в результате “специального расследования” выяснилось, что настоящая мать девочки гражданкой ЭР не являлась. Даже эстонская пресса прокомментировала это как опасную глупость. Однако, как выяснилось, чиновники действовали точно по закону, который трактует подобную ситуацию совершенно однозначно. Более того, один из авторов закона о гражданстве, депутат парламента от правящей партии Isamaa (“Союз отечества”) Март Нутть не постыдился во всеуслышание встать на защиту этого акта.

Впрочем, не все конфликты людей и правительства в ЭР заканчиваются в пользу последнего. Так, государственным судом Эстонии признан незаконным отказ властей дать гражданство без сдачи экзамена на знание госязыка человеку с нарушениями слуха. 72–летний Виктор Федченко четыре года через суд добивался этого, в свою очередь власти мотивировали отказ Федченко тем, что он “не полностью глухой”. Однако госсуд поддержал точку зрения Федченко и благодаря ему примерно 1000 людей с нарушениями слуха, не имеющих гражданства Эстонии.

Так что гражданство — это гораздо более вероятная возможность выиграть в суде, чем при отстаивании, скажем, квартирного вопроса. Государство хоть и вороватый, но крайне ленивый маклер — и это доказывает хотя бы то, что именно судебным порядком добились гражданства такие статусные латвийские политики, как  Борис Цилевич и Татьяна Жданок.

06.01.2005 , 13:19

"Вести сегодня"


Написать комментарий