«Жить своими традициями и уважать чужие»

На вопросы «Часа» отвечает Мордехай Глазман, раввин Рижской синагоги.

- Г-н Глазман, год назад еврейская община приняла вас на работу раввином Рижской синагоги. Вероятно, за это время у вас стало еще больше контактов, встреч с прихожанами синагоги и в общине в целом. Скажите, какие проблемы сегодня волнуют рижских и латвийских евреев?

- Конечно, среди самого главного и важного, что произошло за этот год, люди отмечают вступление Латвии в Евросоюз и первые плоды евроинтеграции. Пожилая часть общины воспринимает эти перемены неоднозначно. У многих людей появились новые проблемы – в частности, из-за скачка цен и общей дороговизны.

Однако в целом латвийское членство в ЕС воспринято общиной хорошо, особенно молодежью. Бизнесмены стараются быстрее и полнее осознать новые возможности и перспективы, которые открываются в ЕС. Так что в целом я бы отметил достаточно высокий уровень еврооптимизма в общине.

Второе, о чем следует сказать, это неудовлетворенность ходом общественной интеграции. Об этом в Латвии пока гораздо больше говорят, чем делают. А тем временем сохраняется ситуация с двумя общинами, каждая из которых самодостаточна и отделена от другой общины невидимой стеною.

- С какой стороны этой стены находится еврейская община?

- Как известно, до войны в Латвии была огромная еврейская община – в одной только Риге жили пятьдесят тысяч евреев, а в целом в стране – все сто! Все они владели латышским языком, имели подданство Латвийской Республики и были лояльными гражданами своей страны. Но более 85% латвийских евреев погибло в годы нацистской оккупации, выжили единицы.

Значительная часть нынешнего еврейского населения – это русскоязычные выходцы из Белоруссии, Украины и России. В подавляющем большинстве они разделяют идею и практику интеграции, хорошо учат своих детей языкам и истории, стараются вырастить их сильными и конкурентоспособными членами латвийского общества. Надо понимать, что старых людей уже не переделать, а молодежь должна интегрироваться. Но без ассимиляции. Молодежь должна знать и хранить свою традицию и историю, не забывать самим и не дать забыть другим.

В Латвии нам известны десятки мест, где в 1941 году казнили евреев, но есть еще десятки мест, которые нам неизвестны. Они никак не обозначены на местности, в лучшем случае о них помнят местные старожилы. Не так давно я был в Малте, маленьком латгальском местечке, где были открыты два мемориальных камня в память о жертвах Холокоста. Ранее подобные памятники были установлены в Ауце, Прейли, Лудзе. Но повторяю: это только начало большой работы. Она требует средств, возможности общины ограничены и не позволяют делать ее быстро.

Да, мы чувствуем доброжелательное внимание к себе
со стороны государства. Министры и высокие должностные лица регулярно участвуют в наших мероприятиях. Но это участие в принципе ограничивается политической поддержкой и благословением. Практическую помощь мы чаще получаем на муниципальном уровне – так, например, нам очень помогли городские власти Малты.

- Но внимание государства к общине не ограничивается одним участием в траурных мероприятиях?

- Официальные лица приходят к нам и на праздники. Есть у нас традиция, положенная еще покойным раввином Барканом, приглашать на Хануку в синагогу политиков, дипломатов, известных в обществе людей. Ханука – это праздник света, и мы празднуем его вместе с нашими гостями. Пусть каждый живет по своим традициям, соблюдает свои праздники и с уважением относится к традициям других.

В этом году на праздник Хануки в синагогу пришли спикер Сейма г-жа Удре, многие министры, политики. Президент страны была в это время с визитом в Лондоне и прийти не смогла, но прислала поздравительное письмо. Прибыл дипломатический корпус. Были, конечно, посол Израиля, американский поверенный в делах, послы Франции, Украины, других стран. Посол России Калюжный тоже был, поэтому я был очень удивлен, когда через несколько дней прочел его интервью.

- Вы имеете в виду его слова о том, что Реввоенсовет состоял почти из одних евреев?

- Наши мудрецы говорят: судите о людях не по словам, а по делам их. Но на этот раз слова посла меня действительно расстроили и насторожили.

Я не специалист по истории Гражданской войны в России. Я, конечно, много читал о том времени и еврейской литературы, и нееврейской. Но о том, что руководство Красной армии состояло почти только из евреев, – узнал только от г-на Калюжного. Из его слов выходит, что в бедах русских виноваты «нерусские»: в Реввоенсовете работали евреи с латышами, ЧК возглавлял поляк, Сталин был грузин и т. д. У меня такой разговор (или такие оговорки) вызывает самые неприятные и тревожные исторические ассоциации.

Я думаю, что г-н посол как минимум не очень хорошо подготовился к своему интервью и поэтому повторил чье-то заблуждение. Наверно, ему нужно сначала разобраться со своей историей, побольше узнать об истории и судьбе российских евреев. В последнем вопросе, кстати, мы можем ему оказать посильную помощь.

- Какие важные события ожидаются в общине?

- В нынешнем году рижские евреи будут отмечать важную и большую дату – столетие синагоги на ул. Пейтавас в Вецриге. Это единственная синагога, которая буквально чудом уцелела в годы Второй мировой войны. Если бы ее стены могли говорить, они бы поведали миру многое…

В свое время было очень трудно, почти невозможно получить разрешение на постройку синагоги в самом центре, куда евреям вообще доступ был закрыт. Когда решили эту проблему, появились другие. Но рижские евреи справились со всем этим и выстроили красивую большую синагогу, в которой мы молимся и сегодня.

Синагога на Пейтавас – это центр всей еврейской жизни Латвии. Сейчас мы начали программу капитальной реконструкции здания, которое за сто лет во многих местах обветшало; реставрации требует и внутреннее убранство. Средств на все сразу не хватает, но будем работать этапами, искать поддержки со стороны. Уверен, что мы справимся с этим большим делом и передадим синагогу молодому поколению в наилучшей форме.

Слава Б-гу, сегодня в Риге существуют условия, чтобы любой еврей мог жить, соблюдая еврейскую традицию – - в самом широком смысле. Он может полноценно вести религиозную жизнь, изучать Тору, язык, историю, культуру своего народа. Есть полная возможность соблюдать религиозную традицию в питании – кошер и многое другое. Очень приятно видеть, что община крепнет, что все больше евреев возвращаются к своим традициям, своим корням.

06.01.2005 , 10:34

chas-daily.com


Написать комментарий