Анта Ругате: «Мы ждем от России уважения!»

Глава комиссии сейма по гражданству считает, что массовый наплыв иммигрантов нам пока не грозит.

“Я не согласна с позицией начальника Управления натурализации г–жой Алдермане в том, что необходимо менять Закон о гражданстве, дабы сделать текст клятвы более жестким и обязывающим для натурализующихся”, — говорит глава комиссии сейма по исполнению Закона о гражданстве Анта Ругате (Народная партия). По мнению депутата, и нынешний текст клятвы (обещания) вполне конкретен и является обязательным к исполнению. В интервью “Вести Сегодня” опытнейший парламентарий рассказывает о том, будет ли меняться Закон о гражданстве, делится впечатлениями о наших гастарбайтерах в Ирландии и высказывает свой прогноз развития латвийско–российских отношений.

— Г–жа Ругате, как вы считаете, нужно ли открыть Закон о гражданстве, который не менялся с 1998 года?

— Я пока не вижу необходимости вносить изменения в этот закон. По крайней мере, доводы руководителя Управления натурализации Эйжении Алдермане меня не убедили. Как известно, г–жа Алдермане считает, что нынешние статьи закона о даче клятвы претендентом на гражданство не являются обязывающими. То есть человек подписывается под текстом клятвы (обещания), но нет механизмов, чтобы заставить его соблюдать данное слово. Я лично полагаю, что и действующая редакция закона позволяет требовать от претендента на гражданство, чтобы его дела соответствовали его словам. Кабинет министров имеет все полномочия решать, выполняет ли натурализующийся данное обещание. Если следовать логике г–жи Алдермане, то получается, что и обещание депутата, и клятву солдата тоже можно не исполнять. Все–таки все статьи закона нужно смотреть системно, а не только грамматически. Вот вам конкретный пример. Не так давно к нам в комиссию обратились чиновники Управления натурализации с тем, чтобы мы подготовили изменения в Закон о гражданстве, касающиеся регистрации в качестве граждан ЛР несовершеннолетних. По мнению чиновников, в нынешнем законе есть недоработки. А именно: в законе сказано, что вместе с натурализующимся взрослым гражданство получают и его дети. Но есть родители, которые, пройдя натурализацию, почему–то сразу своих детей не оформляют в качестве граждан ЛР. Когда же они через какое–то время вдруг спохватываются и идут в Управление натурализации, им говорят, что закон не позволяет регистрировать детей “с опозданием”. Ведь в законе сказано “вместе” (одновременно) с натурализующимся, а не спустя год или два.

Наша комиссия проанализировала закон и пришла к однозначному выводу: менять его не нужно! Просто
статьи закона необходимо рассматривать системно, во взаимосвязи. И тогда все встает на свои места, нет никаких препятствий к тому, чтобы регистрировать детей и после того, как родители прошли натурализацию. Достаточно лишь внести уточнения в правила Кабинета министров, что и было сделано.

— Вы не считаете, что закон необходимо либерализовать?

— Латвийский Закон о гражданстве — один из самых либеральных в Европе! Недавно депутаты нашей комиссии вернулись из Ирландии, где только что прошел референдум по ужесточению закона о гражданстве. И большинство участников референдума проголосовало за введение более жестких условий натурализации. До сих пор гражданином Ирландии мог стать любой родившийся в этой стране. Такая ситуация уже стала угрожающей для титульного населения. Я исхожу из того, что наш закон на сегодняшний день отвечает интересам Латвии и нет нужды ни ужесточать его, ни делать более мягким.

— На одном из последних заседаний вашей комиссии обсуждалась проблема возможного притока в Латвию иммигрантов. Насколько эта проблема может стать актуальной?

— Думаю, что в ближайшие пять лет нам приток иммигрантов не грозит. Во–первых, Латвия еще не достигла такого уровня экономического развития, чтобы стать привлекательной для гастарбайтеров. Во–вторых, вряд ли у нас в ближайшие годы будут найдены огромные залежи нефти и нам понадобятся тысячи рабочих для нефтяных скважин. Но в будущем определенное число гастарбайтеров может принести пользу народному хозяйству. Это усилит конкуренцию на рынке труда и заставит часть местных работников задуматься о повышении своей квалификации и о переориентации на более требуемые специальности.

— Г–жа Ругате, вы давно работаете в Парламентской ассамблее Совета Европы и следите за внешнеполитическими вопросами. Ваш прогноз: можно ли ожидать в 2005 году улучшения отношений с Россией? И как вы оцениваете нового посла этой страны Виктора Калюжного?

— Что касается г–на Калюжного. Если в первые дни его пребывания у меня сложилось позитивное впечатление, то теперь я не могу сформулировать свое мнение. Его позиция по многим вопросам в последние недели стала очень противоречивой. Давайте подождем, что произойдет в течение ближайших четырех месяцев — до мая. Я хочу увидеть, изменится ли настрой Москвы по отношению к Латвии. Речь, разумеется, идет о приглашении нашего президента посетить мероприятия 9 мая. Сегодня это приглашение выглядит как шовинистически–державное. К сожалению, пока Россия действует, сугубо исходя из своих интересов, не считаясь с маленькими странами, в данном случае — со странами Балтии. Вообще мировой опыт показывает, что не считаться с малыми странами неправильно и даже опасно. Конечно, у поездки в Москву есть и масса плюсов. Но есть и очевидные минусы. Мы хотим увидеть, готова ли Москва пойти на уступки по дате подписания договора о границе. Мы также ждем понимания нашей позиции по истории. Россия должна понять, что и у Латвии, как маленькой страны, тоже есть свои идеалы, свои ценности и мы не можем через них переступить. Мы хотим немногого от Москвы — уважительного отношения и учета нашей истории, наших ценностей. Если мы увидим такой гибкий подход у нашего восточного соседа, то будем только рады и с удовольствием пойдем на улучшение отношений по всем направлениям.

04.01.2005 , 15:11

"Вести сегодня"


Написать комментарий