Общество слепых: вопросов больше, чем ответов

Недавно в редакции "Миллиона" раздался телефонный звонок. Звонившая женщина представилась как наша постоянная читательница и жительница микрорайона Общества слепых. Она говорила о том, что в их микрорайоне множество проблем, с которыми не к кому обратиться.

Хотя весь микрорайон состоит из восьми 5-ти этажных жилых домов, все вокруг настолько запущено, что явно чувствуется отсутствие хозяйской руки. Вспомнила женщина и о существовавшем прежде в Обществе слепых предприятии по производству фильтров, дававшем до 500 рабочих мест. “Да, теперь, когда не осталось даже оборудования, восстановить предприятие вряд ли возможно, – говорила звонившая, – но неужели за столько лет нельзя было создать для нас что-либо другое, где мы, инвалиды по зрению, могли бы получать трудовые навыки и зарабатывать на жизнь? Такое ощущение, что о нас никто не думает. Но ведь существует Даугавпилсское отделение Общества слепых. Почему же его руководство не делает ничего для людей?”

Поскольку этот звонок был уже не первым сигналом на эту тему, мы решили обсудить проблемы Общества слепых с кем-либо из сведущих людей. “Миллион” выбрал в качестве собеседника Игоря Федосова – массажиста, инвалида по зрению и человека, известного своей активной жизненной позицией и беспристрастностью взглядов.

“Я не могу сказать, что дома в поселке Общества слепых в совершенно запущенном состоянии – что-то для их приведения в порядок делается, однако все, что делается, – происходит со стороны ПЖКХ, а какого-либо участия со стороны руководства местного отделения Общества слепых незаметно, – выразил свое мнение Игорь Федосов. – Нет у нас в микрорайоне такой организации, которая могла бы решать наши вопросы, где можно было бы искать помощи и поддержки. Ведь даже проблемы, кажущиеся на первый взгляд мелкими, не решатся сами собой. Приведу несколько примеров. Прямо посреди нашего поселка стоит столб поддержки электро-проводов. Вот уже более месяца как провода на нем разорваны и свисают до уровня человеческого лица. Сначала они висели просто так, затем кто-то завязал их в огромный узел, чуть позже этот узел отрезали. Но в целом проблема остается. И кто знает, чем это может грозить людям, тем более если учитывать, что в микрорайоне живут невидящие или слабовидящие люди, которым ничего не стоит, не заметив свисающие провода, налететь на них лицом. Старожилам Общества слепых до сих пор памятен случай, когда был убит током 12-летний ребенок – это произошло на стройке, где вовремя не убрали электрический кран. Неужели же кому-то хочется, чтобы трагедия повторилась?!

Второй пример: около некоторых домов, в частности, возле дома по ул. Чиекуру, 3б, совершенно разрушены тротуарные бордюры, из них торчит железная арматура, о которую запросто можно споткнуться, упасть или повредить себе ноги. Вопрос об этом мы пытались ставить еще полтора года назад, но арматура как торчала, так и торчит. А ведь по этим дорогам ходят незрячие инвалиды!

Следующая проблема: во дворах много автомашин, которые стоят в том числе и на пандусах для прохода слепых. Автоводители игнорируют знак, сообщающий, что вокруг ходят инвалиды, и не замедляют движение возле перехода ул. 18 Новембра, а бывает, не останавливаются даже на красный сигнал светофора. На мою жалобу в дорожную полицию я получил совет снять машину-нарушительницу на камеру, записать ее номер и зафиксировать скорость. Как это понимать, как издевательство? И опять же нет в Обществе слепых человека, который взял бы на себя миссию отстаивания наших общих интересов.

Что касается производства, то оно было не просто средством получения заработка, но и являлось настоящей трудотерапией. Мы лишены этого уже более 15 лет. Производство было продано, средства от продажи ушли неизвестно куда, а нам ничего не дали взамен. В результате вырастает целое поколение, которое не работало ни одного дня, потому что лишено такой возможности. Зато на территории бывшего нашего предприятия процветают несколько фирм, никак не связанных с Обществом слепых. Каким образом они получили эти помещения, нам – рядовым членам Общества слепых – никто не говорил. Территория предприятия в зимнее время отапливается неизвестно каким видом топлива, и из его трубы валит разноцветный дым с едким запахом явно химического происхождения. И рассеиваются эти выбросы в Стропах, над нашим прекрасным уголком, единственным в городе, где еще сохранились остатки леса. И никто эти выбросы не контролирует. Никому нет дела, что загрязняется цветущий микрорайон. А не так давно посреди поселка дымила к тому же и труба коптильни – хорошо хоть, где-то год назад коптильня закрылась. Однако ничьей заслуги в этом нет – просто фирма перестала существовать.

Конечно, предприятие “Лабиекартошана” поддерживает в микрорайоне хоть какой-то порядок. Однако только лишь этого недостаточно. Необходимо, чтобы в поселке было постоянное управление. Только для этого нужно, чтобы люди, стоящие во главе Общества слепых, работали не для формальной галочки, а действительно для блага членов этой организации".

Поговорили мы и с другими рядовыми членами Общества слепых, которые не захотели обнародовать свои имена на страницах газеты – ведь им и дальше жить в этом микрорайоне и общаться с другими его жителями. Поддержав все прозвучавшие ранее жалобы, они добавили, что многие проблемы было бы легче решить, если бы организацией руководили более энергичные и заинтересованные в результатах люди. "Мы с удовольствием выбрали бы таких людей в руководство Общества слепых, – сказали наши собеседники, – однако нашего мнения никто не спрашивает. Собрание созывается лишь раз в несколько лет, а выборы руководства проходят и вовсе не на собрании, а на конференции, куда приглашаются лишь избранные. Вот уже лет 30 такие “выборщики” назначаются из числа одних и тех же лиц, причем многие из них приезжают из регионов и вообще не знают ни наших людей, ни конкретную ситуацию в Даугавпилсе". И не раз, и не два из уст опрашиваемых звучали слова о том, что с большим удовольствием видели бы они во главе Даугавпилсского отделения Общества слепых “нашу Эличку” – единственного человека, от которого они ждут и получают какую-то реальную помощь. Естественно, мы заинтересовались, о ком идет речь. Как выяснилось, жители микрорайона Общества слепых говорили о руководителе местного филиала реабилитационного центра, действующего при Обществе слепых, Элите Синявской. Поэтому она и стала нашей следующей собеседницей.

Как рассказала “Миллиону” Элита Синявская, руководимый ею реабилитационный центр – это совершенно отдельная структура. "Разумеется, люди могут обращаться ко мне с любыми волнующими их вопросами, – сказала Элита Синявская. – В том числе и с бытовыми, и с касающимися благоустройства микрорайона и жизни в нем. Хотя в наши функции это и не входит, но там, где не можем помочь сами, мы пытаемся добиться решения проблем в тех инстанциях, от которых это зависит. Основная же наша цель – вернуть людям, потерявшим зрение, желание жить, помочь обрести веру в себя и в помощь окружающих. Мы предоставляем услуги психолога, проводим занятия по обучению ориентированию в пространстве, по освоению простейших бытовых навыков – для инвалидов по зрению все это очень важно. Есть у нас помещение с компьютерами, причем мы пользуемся особыми программами, где нажатие любой клавиши дублируется звуковым сигналом. Есть у нас и электронный увеличительный прибор для чтения текстов, и “брайлевская” клавиатура, и многие другие приборы и приспособления".

С особой гордостью г-жа Синявская продемонстрировала нам прекрасно оборудованный тренажерный зал, где инвалиды могут заниматься бесплатно. Правда, как рассказала Элита, открытие этого зала далось ей нелегко и стоило немало моральных сил. Ведь руководитель Даугавпилсского отделения Общества слепых Мария Иванова была категорически против создания этого тренажерного зала, аргументируя это тем, что некоторым инвалидам по зрению запрещены физические нагрузки. “Но ведь мы сотрудничаем с медиками и ничего не далем без их разрешения и рекомендации, – поясняет г-жа Синявская. – Неужели же мы стали бы делать что-то во вред инвалидам? Каждый желающий заниматься в тренажерном зале проходит тщательную медицинскую проверку, и ему назначается лишь такая нагрузка, которая разрешена. Наш тренажерный зал уже успел принести пользу здоровью немалого числа людей. Поэтому особенно обидно, когда на пути благого дела пытаются создавать ненужные и необоснованные препятствия”.

Посетовала г-жа Синявская и на то, что все их помещения находятся в переоборудованных квартирах – ведь принадлежавшее некогда Обществу слепых административное здание в свое время руководство этой организации не смогло отстоять и вынуждено было отдать теплосетям за долги. К тому же, эти квартиры находятся на разных этажах. “В наших планах было разместить все вместе на втором этаже, – говорит Элита, – однако одну из квартир там занимает руководство Общества слепых. Мы не раз предлагали Марии Ивановой перенести свой офис на первый этаж, где ей было бы не менее удобно, а реабилитационному центру оставить весь второй этаж. Однако Мария Иванова категорически против такого обмена. Чем она мотивирует это – мне не понятно”.

Элита Синявская согласна с тем, что занятие каким-либо полезным трудом необходимо инвалидам хотя бы в качестве трудотерапии. И Элита ведет работу и в этом направлении. К примеру, в прошлом году совместно с городским Обществом инвалидов ей удалось организовать и реализовать проект по обучению различным профессиональным навыкам, в том числе плетению из лозы. Для кого-то это стало любимым увлечением, но есть и такие, кто, получив лицензию, отправляют свои изделия на продажу. Среди планов на будущее Элита Синявская назвала написание проекта по созданию в микрорайоне Общества слепых своих мастерских. Конечно, по объему они не смогут соперничать с существовавшим некогда производством, однако если проект удастся реализовать, мастерские принесут немалую пользу многим жителям микрорайона.

Мы поинтересовались у Элиты, как она относится к высказанной многими людьми идее выдвинуть ее кандидатуру в качестве руководителя Даугавпилсского отделения Общества слепых. “Вряд ли я могла бы быть руководителем этого Общества, – улыбнулась Элита, – ведь я даже не инвалид, а просто человек, принимающий близко к сердцу проблемы людей с нарушением зрения. К тому же, год назад меня и вовсе исключили из Общества слепых”. На наш недоуменный вопрос, каким же образом и почему это произошло, Элита Синявская ответила: "Если какая-то причина и была, то мне ее никто не объяснил. Просто однажды, когда собралось руководство Даугавпилсского отделения Общества слепых, Мария Иванова пригласила меня туда и поставила перед фактом, что меня решили исключить. В моем присутствии никто, кроме самой г-жи Ивановой, за это не проголосовал. Однако впоследствии оказалось, что я исключена единогласным решением. Рижские руководители Общества слепых, узнав об этом, высказали возмущение и полное недоумение. Они хотели вмешаться, вступиться за меня, но я решила, что это ни к чему. Раз я “не угодна” кому-то, пусть так и будет. Я и не состоя в Обществе, могу приносить инвалидам по зрению немалую пользу, что я и делаю – а моя цель именно в этом". Что ж, можно только радоваться, что есть в нашем городе такие неравнодушные к чужим проблемам люди, как Элита Синявская.

Непонятно только, почему же руководство Даугавпилсского отделения Общества слепых, в уставе которого черным по белому написано, что эта организация не просто объединяет инвалидов по зрению, но и ставит своей главной целью защиту их интересов в любых ситуациях и перед любыми инстанциями, на деле не руководствуется этими принципами, предпочитая оставлять за собой преимущество власти, а ее обязательства перекладывая на других?

И этот вопрос мы адресуем лично руководителю данной организации Марии Ивановой.

Елена Сангушко.

21.04.2008 , 20:04

"Миллион"


Написать комментарий