Раймонд Паулс: роспуск Сейма не спасет Латвию

Сбор подписей за право избирателей распускать Сейм не изменит ровным счетом ничего, считает депутат Сейма, член Народной партии Раймонд Паулс. По мнению знаменитого Маэстро, чтобы добиться реальных перемен, в Латвии нужно ломать систему. Почему латвийские правящие так не популярны в народе, какую роль в Народной партии играет Андрис Шкеле и что мешает Ивару Годманису работать — обо всем этом Паулс рассказал в интервью газете “Телеграф”.

— Господин Паулс, как вы оцениваете столь высокую активность избирателей в ходе акции в поддержку поправок о роспуске Сейма?

— В этом нет ничего нового. Посмотрите, что происходит в Италии, Бельгии. Понятно, что и у нас есть недовольные. Конечно, есть в этом определенная заслуга и местной прессы, которая, как может, нагнетает фон. Люди недовольны. И я их понимаю: пенсии низкие, инфляция растет. Но только какие результаты даст этот сбор подписей? Ну хорошо, примем поправки, распустим этот Сейм. А что появится взамен?

— Ну, скажем, могут появиться новые партии…

— Они уже появились. И что? Я за молодых. Но где они есть? Где это молодое поколение профессиональных политиков, которые были бы заметны в обществе?

— То есть вы не верите, что партии Штокенбергса, Калниете и другие могут привнести в латвийскую политику что-то новое?

— Конечно, нет. Пока они строят весь свой пиар на том, что топят тех, кто уже есть. А где у них та самая “новая политика”? Как они будут бороться с инфляцией и обеспечивать экономическое развитие? Устраивать шоу в Сейме и ругать планы строительства электростанции — это они могут. При этом совершенно не разбираясь в сути вопроса. Если не верите политикам, послушайте, что говорят ведущие эксперты энергетики. У нас есть Инчукалнс, возможности для газовой инфраструктуры, договорная база с Россией — нам нужно строить именно газовую станцию.

— Но ведь смущает не сам проект, а то, что это делается тайно от общества. Создается ощущение, что за всех и все в стране решает какая-то маленькая группа людей со своими интересами…

— Возможно, вы правы. Но все равно. Имея определенный опыт, я смотрю только на тех людей, которые могут что-то создать. Сама по себе система очень сложна. Эта бюрократическая система давит на все. Я смотрю, когда даже в нашу комиссию приходят люди из Министерства образования, где работают сотни людей. Но при этом огромном штате чиновников что творится в школах?

— Ну так почему же сами правящие ничего не меняют?

— Не могут.

— Не могут или не хотят? Может, вместо запуска очередного бизнес-проекта стоит как раз таки разобраться с проблемами системы образования?

— Все находятся в сложной взаимосвязи. Если даже кто-то что-то хочет и может сделать, остальные “помогут” ему замолчать. Это система. И никакой сбор подписей ничего не решит.

— Возможно. И все же со стороны кажется, что, узнав о результатах акции, правящие немного испугались.

— Ну, кто-то боится, а кто-то и нет. Я, например, лично не боюсь. Все равно скоро пойду на пенсию.

— Но вы почувствовали, что произошли какие-то позитивные перемены с приходом правительства Годманиса?

— Видите ли, Годманис — профессиональный человек. Конечно, как и у всех, у него есть и свои негативные качества. Но тем не менее я был в его правительстве, я помню ту сложнейшую ситуацию и честно могу сказать: он профессионал. Но проблема в том, что, несмотря на то что он умно и красиво говорит, изменить ничего нельзя.

— У него просто нет возможностей и полномочий?

— Я думаю, что да.

— Почему ему их не дают?

— Очевидно, кому-то так надо. Я когда смотрю документальные фильмы про Советский Союз, то вижу, что там тоже были люди, которые хотели реальных перемен, но их в итоге или убирали, или заставляли замолчать.

— Скажите, это случайно не Народная партия мешает Годманису? Ведь, даже несмотря на то что зрительно правительство возглавляют “священники”, кажется, что всеми процессами все равно руководит более сильная Народная партия.

— Что значит самая сильная? Я не думаю, что кто-то один может управлять всеми процессами. Борьба между партиями — она, безусловно, есть. Хотя, может быть, Народная партия более организованна и профессиональна. Это да. Неоспоримо. Вы можете говорить что угодно про Шкеле, но он профессионал. Хитрый, умный.

— Вы думаете, Народная партия попытается свалить правительство Годманиса?

— У них тоже сейчас свои сложности. Им тоже надо менять людей, надо искать новую обстановку.

— То есть вы допускаете, что когда-нибудь Народная партия изменит стиль правления и уменьшит влияние господина Шкеле?

— Видите ли, все-таки нельзя отрицать, что он — фигура. Таких мало. Сколько у нас в Латвии таких? Два-три. И то их все время хотят посадить.

— Но все-таки, что вам подсказывает ваша интуиция: правительство Годманиса долго продержится в таком виде?

— Боюсь, интуиция тут не действует. Я думаю, что основную роль будет играть бюджет и всякие другие “неожиданности”. Посмотрите, как было с Калвитисом. Никто не думал, что ему придется уйти. Но все так закрутилось, что пришлось. Зонтики и прочее. Все это было профессионально организовано. Хорошо, что еще только зонтики. Я уважаю Годманиса как политика, как профессионала. Но ему тяжело. Он должен считаться с коалицией, с министрами. Непросто будет идти региональная реформа. Неужели вы верите в то, что там кто-то на самом деле думает об интересах Латвии? Каждый просто тянет в свою сторону…

— А Новое время, на ваш взгляд, имеет шансы войти в правительство или “народники” такими заигрываниями просто пытаются припугнуть остальных партнеров?

— А вот это еще раз доказывает, что у “народников” все работает. Профессионально работает. Это как в театре. Поиграли с тем, поиграли с этим. И кто дальше видит ходы, тот и выигрывает.

http://www.novonews.lv/news/2008/04/17/lat_gazety/036692.html


Написать комментарий