Просто квартирный вопрос

Можно не говорить в преддверии Нового года о грустном, только факт останется фактом: нет более насущной проблемы в нашем городе, чем квартирный вопрос.

В какой плоскости его ни крути, каким ребром ни ставь — недовольных более чем достаточно. Есть просто должники, есть злостные неплательщики, некоторые платят только после неоднократных напоминаний и начала активных действий со стороны ПЖКХ, появились судебные тяжбы, где зачинщиками выступают сами жильцы. Где спрос, там, понятно, и предложение — в последнее время участились случаи мошенничества: принудительное выселение граждан неизвестно кем неизвестно куда. Обо всем этом «Миллион» решил поговорить с руководителем персонально-юридического отдела ПЖКХ Валентиной Дубиной.

— Начнем с начала. Выселение и взыскание долгов. Что это за процессы?

— В ПЖКХ имеется база данных, из которой каждый месяц делаются выписки о долгах как квартиросъемщиков, так и собственников квартир. Начиналась работа с приглашения в «гости» неплательщиков, имеющих «заоблачные» долги. В процессе «знакомства» нами собираются данные: наличие статуса малоимущей семьи, имеются ли в семье инвалиды, проверяется, есть ли несовершеннолетние дети и т.д. Если человек собирается платить, никаких препятствий с нашей стороны не будет.

— Какие суммы задолженностей вызывают законный интерес ПЖКХ?

— На 1 января нынешнего года с задолженностями свыше тысячи латов оказались восемнадцать семей. На выселение за год было подготовлено 383 дела — это задолженность по квартплате свыше трехсот латов. Сейчас рассматриваются дела квартиросъемщиков с задолженностями свыше ста латов. Работа с должниками ведется совместно с «Теплосетями» и «Водоканалом». На сегодняшний день переданы в суд тридцать дел должников исключительно по теплу. Самый известный должник, проживающий по улице Смилшу, 94, имел общую задолженность пять тысяч (!) латов. Два месяца назад судом было принято решение о выселении этой семьи. Сейчас судьбу переселенцев — новый адрес жительства — решает квартирный отдел думы. Всего за год судом было принято 89 решений о выселении, однако, в отличие от Риги, в Даугавпилсе без крова не остается ни одна семья.

— Сто латов, в общем-то, не такой большой долг?

— Есть четко выраженная тенденция. «Небольшие», как вы выразились, суммы имеют как раз те, кто в состоянии платить. Стоит только вызвать, как в тот же день — уплачено! Есть весьма состоятельные люди, не до этого, оказывается, им. Только за ноябрь после получения уведомлений по одной
квартплате было выплачено 13 тысяч латов! К слову будь сказано, бытует мнение, что с собственника ничего не возьмешь — это великое заблуждение! После прохождения критической черты судом просто накладывается арест на собственность! Общая задолженность жителей ПЖКХ — как собственников, так и квартиросъемщиков — около полумиллиона латов!

— Вы сказали, что судом было принято решение о выселении 89 семей. Наверное, кому-то дума может просто выделить меньшую жилплощадь…

— Каждое дело рассматривается индивидуально — за любым решением суда стоят живые люди. Есть люди, стоящие годами в очереди на жилплощадь. Нелишне напомнить, что сегодня, согласно закону, дума должна выделять муниципальное жилье жильцам денационализированных домов.

— В редакцию приходят тревожные звонки о случаях мошенничества…

— Мы в курсе. Более того, при поступлении таких сигналов тут же вызываем жильцов. Как правило, люди попадают в передряги именно после того, как дела переданы в суд. Несмотря на то, что логики тут никакой, некоторые поддаются на уговоры и переписывают квартиры на абсолютно чужих людей. После подписи люди оказываются на улице. Последние случаи произошли по адресам Таутас 30, Михоэлса 2а, Ятниеку 88.

— Нельзя не отметить новую тенденцию — суды с ПЖКХ жильцов, не вносящих плату по неким принципиальным, можно сказать, идейным соображениям. В чем суть проблемы?

— Люди не платят и не желают заключать договор по обслуживанию дома. Есть закон, он гласит, что каждый должен участвовать в обслуживании дома, включая собственника. Не нравится наша «контора», собрание жильцов может принять альтернативное решение. Но не бывает так, чтобы в шестидесятиквартирном доме пятьдесят девять «за», один «против»!

— По-моему, вопрос стоит иначе. Люди считают, что старые договоры недействительны: во-первых, потому что ПЖКХ сменило статус; во-вторых, договоры не обсужденные совместно — недействительны с самого момента подписания. Разве здесь нет логики?

— Совместное обслуживание — это не только вывоз мусора и свет в подъезде. Есть обслуживание чердаков, подвалов, внутренних электросетей, инженерно-технических сооружений и коммуникаций, не входящих в отдельную собственность. В конце концов, надо содержать персонал, аварийную службу, кто-то ведь должен вести работу с теми же должниками. Да, везде и одновременно ремонт вести ПЖКХ не в состоянии. Но, если сказать по чести, таких расценок, как в Даугавпилсе, установленных к тому же много лет назад, нет ни в одном городе Латвии.

В общем, ситуация понятная. У каждого своя правда. Корень проблемы, безусловно, в низкой платежеспособности даугавпилчан. И с новогодним сокращением рабочих мест ожидать улучшения ситуации вряд ли приходится. Что касается «идейных неплательщиков», то и тут есть у людей своя сермяжная правда. Людям вдруг стало интересно: куда уходят их деньги? И в самом деле, куда? Информации никакой. Точнее, она есть, и, судя по ней, тратятся денежки жильцов на что угодно, только не по делу. Если верить г-ну Гурину, недавнему директору ПЖКХ, «в отличие от других муниципальных структур ПЖКХ не получало ни от думы, ни от государства ни копейки. Дума только обирала жильцов! ПЖКХ всегда было кормушкой для любой власти!..»

23.12.2004 , 12:14

Роман САМАРИН


Написать комментарий