Из зала суда: «Крышу» сносит прокурор

Введенный во вторник в зал суда в наручниках и усаженный в железную клетку старший лейтенант полиции Андрей Дзенис обвиняется сразу по трем тяжким статьям: 317-й части 1-й — превышение служебных полномочий, 320-й 2-й части — взяточничество, 327-й 2-й части — служебный подлог.

Находившемуся в штате МВД до приговора участковому инспектору грозит по самой суровой статье — за взяточничество — до 10 лет, по другим статьям — до пяти и шести лет соответственно.

Громкий процесс о “крышевании” полицейским А.Дзенисом в течение двух лет “точек” длится не один месяц, заседания переносятся по причине неявки свидетелей и потерпевших.

Во что перерастает детская дружба

Главный обвинитель Дзениса – Наталья Цеховская 29 лет, она же потерпевшая, знает подсудимого с детских лет – росли в одном дворе. Потом их пути разошлись. Встретились уже тогда, когда она стала матерью двух детей, не работала, перебивалась случайными заработками, а Андрей был участковым.
— Свой бизнес и контакты с Дзенисом я начала летом 2001 года, когда в квартире дома на улице Миера начали с мужем Борисом варить самогон, — бодро начала Н.Цеховская. — Тогда же и состоялся наш с Андреем разговор о том, что если у меня возникнут проблемы, то он готов их решать, став “крышей”. За 10 латов в месяц, которые я должна была передавать лично Дзенису каждое 8-е число, он обещал не составлять на меня и мужа Бориса протоколы, предупреждать об акциях “Профилактика”, внезапных визитах полиции на квартиру №3 в доме №61/63 на улице Вентспилс. (Здесь и по сей день круглосуточно торгуют самогоном. – ред.). Все шло путем, под прикрытием оказались и те, кто привозил сырье для производства крутки, и те, кто развозил его. Когда заявился другой участковый, Петров, и предложил стать “крышей”, я заявила Дзенису – и Петров отстал.

Поскольку Дзенису нужно было отчитываться, как он борется с “точками”, мы находили людей, которые не подвергались наказанию, и они соглашались подписать протоколы, составленные Дзенисом, о том, что человек торговал самогоном. За это подписант получал литр самогона. Дзенис обещал, что никакого наказания не будет. Но когда пошли вызовы в суды и стали налагать штрафы, все и началось. Всплыли эти самые протоколы, от которых стали отказываться те, кого вызывали в суд. Деньги передавала в одном и том же месте – у кинотеатра Варпа. Я приходила или приезжала на своей машине, Дзенис приезжал на своей – Ауди-100 или приходил. Мы знали номера мобильных телефонов друг друга.

По ком звонит мобильник

Из показаний на суде свидетелей стало ясно, что за два года работы мини-завода по производству самогона и круглосуточного сбыта его система сбоев
не имела. Хотя суды и штрафовали мелких торговцев, и даже многократно, но почти никто денег не платил. Прокурор Дзинтарс Зайковскис возвращал участников процесса к их прежним показаниям и вел перекрестный допрос так, что действия Дзениса обнажались до неприличия. Например, подсудимый отрицает, что поддерживал частые контакты с Н.Цеховской, не стал с ней ближе, чем до расставания с детским периодом.
— Тогда зачем же вы, судя по распечатке, часто звонили Цеховской, зачем она звонила вам? — спросил прокурор. — Интересовались здоровьем детей после двух ночи, или тема была другой?

Трудно было полицейскому отвечать на эти вопросы. Назвать Цеховских своими информаторами он не мог. Но пытался сказать, что его интересовали некие лица, какие появлялись на его участке, а Наталья могла быть полезной. Но ни одного конкретного примера г-н Дзенис не привел. Как не сказал, зачем звонила ему Наталья.

Прокурор обратил внимание суда на то, что Дзенис звонил в определенные числа – каждый месяц с 8-го по 10-е.
— Это что? Случайное совпадение с датой, когда Цеховская должна была платить за услуги Дзениса? — задавался вопросом прокурор.

И другие знакомые полиции лица

Резко отличались от прочих показания владелицы дома на улице Вентспилс, 61/63 Татьяны Лаусовой.
— Что за дело разбирается, не знаю. Одно скажу, что 36 раз обращалась по телефону и лично в участок полиции, и почти каждый раз кто-то приезжал и составлял протоколы, — свидетельствовала хозяйка дома.

И тут вполне уместны были вопросы, почему Лаусова не откажет квартиросъемщикам в жилье, почему на двери установлена железная решетка, через дверцы которой продают самогон. Но Лаусова этого не знает. Возможно, потому, что другие участники процесса говорят о бизнес-дружбе Дзениса с Лаусовой. Она и ее сын хорошо знакомы полиции: против них возбуждено уголовное дело о переправке девушек за границу для сексуального использования.

Подсудимый отрицает свою вину. Показания не в его пользу считает не чем иным, как кознями Бориса Цеховского. Судимый за убийство и хранение оружия, как сказал А.Дзенис, Борис Цеховский запугал участников процесса.

Если глядеть со стороны, может быть, это так. Но ведь и А.Дзенис оказался на решеткой до суда не сразу. А после того, как, оставаясь на свободе, использовал ее для давления на свидетелей и потерпевших. И тогда прокурор применил самую жесткую меру пресечения – взятие под стражу.

Сегодня на суде будут дебаты сторон, после чего судья Эрнест Иокст объявит день вынесения приговора.

23.12.2004 , 09:49

В.РУДОЙ


Написать комментарий