Гундар Боярс: «Каждому рижанину — индивидуальную чип-карту»

Глава Рижской думы отвечает на вопросы читателей "Телеграфа"

Как и было обещано, неделю назад гостем Телеграфа стал мэр латвийской столицы Гундар БОЯРС. Более часа он отвечал по телефону на вопросы рижан. Звонков было очень много, телефон не умолкал ни на минуту. В итоге мы обнаружили: для того чтобы отразить это телефонное интервью мэра в газете, не хватает запланированной страницы. Однако все ответы на вопросы (которые их авторы уже услышали лично) мы постепенно в том или ином виде опубликуем в Телеграфе.

Квартирный вопрос

— Доброе утро, господин Боярс. Спасибо, что дали возможность задать вам вопросы. Обращаюсь от имени всех рижан, живущих в денационализированных домах. Я не малообеспеченный. В очереди стою с 1996 года. Мы подписались на все возможные варианты. Но нам ничего не предложено. Сейчас я 900-й в этой очереди. Сколько мне ждать?
— Вы знаете, у нас сейчас еще одна квартирная очередь создана. Мы в Рижской думе приняли новый порядок, согласно которому все жильцы денационализированных домов с доходом меньше 200 латов на одного члена семьи могут стать в отдельную очередь. В этом году мы построили 1028, если я не ошибаюсь, квартир. Программа на следующий год будет еще больше.
В 2005-м мы планируем вложить в строительство 10 миллионов латов.
— Я сегодня стою 900-м. А передо мной еще всякие малообеспеченные, мне так долго ничего не достанется.
— Да, к сожалению, многодетные семьи обходят тех, кто стоит долгое время в очереди. Однако в этом году мы все же дали ключи тем обычным семьям, кто стоял в очереди больше 30 лет. Хотя я думаю, что реально вы получите жилье в следующем году или через год.

— Мы живем в денационализированном доме. Имеем ли мы право, при условии что договор у нас заключен еще со старым домоуправлением, отказаться от повышения потолков квартплаты, потому что они уже непосильные?
— Нет, к сожалению. Квартплата регулируется законодательством. Мы очень боролись за то, чтобы сохранить эти потолки. И компромисс, согласно которому потолок повысят постепенно, наверное, будет Сеймом найден. Но, повторяю, если у вас доход на одного члена семьи не превышает 200 латов, вас поставят на очередь. Для этого надо прийти в здание на улице Бривибас (5-й этаж), где было когда-то предприятие Ригас модес.
— Мы в этой квартире живем с 1938 года. И всю жизнь оплачивали, и всю жизнь ремонты делали. Хотя бы нам это вернули. А сейчас нас просто выбрасывают, и все.
— К сожалению, город в эти отношения вмешиваться не имеет права. Это уже принимается парламентом…

— Скажите, планирует ли город на каких-либо условиях участвовать в строительстве жилья для среднего класса?
— Сейчас вроде бы парламент будет принимать поправки к законодательству, где городу будет позволено сделать отдельную очередь для тех людей, которые согласны участвовать в строительстве совместно. Пока мы не имеем такого права, мы должны в первую очередь малоимущих обеспечивать, многодетных и другие незащищенные слои горожан. Но есть люди, у которых действительно какие-то средства есть, но не столь большие, чтобы позволить себе покупку коммерческого жилья. Если бы мы имели право отдельную программу для них
создать, было бы очень хорошо. Мы бы выделили отдельные деньги под эту отдельную программу. Там даже не всегда деньги нужны. Главное — гарантии перед банками.
Любимый город
— Господин мэр, мы все патриоты, очень любим Ригу. Более того, могу сказать, что за время вашего правления она очень похорошела…
— Спасибо.
— Но есть три объекта, которые лично у меня вызывают чувство протеста. Визитная карточка Риги — это ее набережная, панорама города. Она была великолепна до того момента, пока там не построили это ужасное стеклянное здание. Второй объект находится на Ратушной площади. Когда там построили Дом Черноголовых, она стала просто великолепной. И открывался бы изумительный вид со стороны реки, если бы не жуткий черный каземат Музея оккупации.
И третий объект — нечто вроде сарая, где готовят булочки — на Привокзальной площади. Они хорошие, эти булочки, но этот шалман все пространство закрывает.
— По первым двум объектам я с вами абсолютно согласен. Бастион “Триангула” (магазин на набережной) — это просто кошмар. К сожалению, его строительство было согласовано еще с предыдущей думой и со службой по охране памятников. Объекты, в строительство которых были вложены частные инвестиции, мы не можем просто так взять и срыть бульдозером. По поводу Музея оккупации — я считаю, что он нужен. Но музей ведь не связан со зданием. Под него без проблем можно предоставить какое-нибудь другое хорошее место, и пусть музей существует и процветает. Дума нынешнего созыва посчитала, что ни в коем случае мы в это страшное здание ни одного сантима вкладывать не будем. И государство предложило нам поменять эту собственность на здание Театра русской драмы. Театр, вы знаете, в плачевном состоянии, а так мы хоть сможем направить усилия и средства на приведение его в порядок.
Что касается Привокзальной площади, это не городская собственность. Но в принципе я с вами согласен.

— Я живу в Риге более 50 лет, приехала сюда по распределению
после института. К сожалению, стала оккупанткой, негражданкой. Но я стала и патриоткой Риги. И у меня такой вопрос. Планируется ли снести безобразный коридор, заслоняющий еще с советских времен фасад уникального здания кинотеатра “Рига”, чтобы его красотой любовались и туристы, и рижане?
— Вы, наверное, знаете, что принят Закон об охране исторического центра. И за нами очень следят разные госинституции. И как раз этот безобразный коридор (бывший кинотеатр “Спартак”) является тоже историческим достоянием советского периода, к сожалению. Мы очень боремся с такими “достояниями”, я вам еще массу примеров могу назвать в Старом городе. Например, где Союз рыболовов был. Ну, ужаснее здания, наверное, в Старой Риге не найти. А оно тоже объявлено

памятником. Однако поскольку это собственность города, то у нас есть возможность все-таки как-то это переделать. Хотя я вам сразу скажу, что это не будет быстро. Кинотеатр “Спартак” был сдан в аренду на долгосрочный период еще прежним составом городской думы.
Ямы нашего двора
— Наши внутриквартальные улицы все в жутких ямах — в Плявниеки, Кенгарагсе, в районе двухэтажных домов возле торгового центра “Альфа”. Вы же сами год назад провели рейд по микрорайонам. И что изменилось?
— Если бы вы посмотрели по всему городу, то примерно процентов 30 внутриквартальных дорог за это время приведено в порядок. Раньше такого не делалось вообще. Но там мы сталкиваемся с одной проблемой. Вы, наверное, в приватизированном доме живете и владеете в том числе и землей? Мы не всегда имеем право инвестировать в частную собственность городские деньги. Но во многих случаях мы все же этим занимаемся, программа составляет примерно 900 тысяч латов в год. И в следующем году в бюджете на это средства предусмотрены.
— А как вы выбираете, где ремонтировать? Вот возле нашего приватизированного дома принадлежащий нам участок земли не включает внутриквартальную дорогу. Но ее никто не ремонтировал.
— Это сравнительно новая программа, мы ее три года назад запустили.
Проекты разрабатывает и реализует департамент сообщения. Но выбирает требующие ремонта места исполнительная дирекция предместья. Вам надо написать туда письмо. Конечно, в первую очередь вложат средства в те улицы, где сосредоточены многоквартирные дома и где много жителей.
nnn
— Я живу в Иманте в конце проспекта Курземес. В советское время, когда выпадал снег, по тротуару проходил маленький бульдозер и за полчаса все очищал. Теперь никто ничего не чистит и люди ходят по колено в снегу. Этот тротуар бесхозный.
— Он не бесхозный. Вы, наверное, живете в приватизированном доме.
— Нет в кооперативном.
— Все равно в частном. Вы понимаете в чем дело: земля-то тоже частная. И мы, конечно, в меру возможностей пытаемся там чистить. Но на самом деле — как бы нарушаем закон, поскольку на частную территорию нас никто не приглашал. К этому всем надо привыкнуть. Я в своем доме тоже сам чищу снег, иногда до трех часов ночи, и Адажская волость (где я живу) мне тоже ничем не помогает.
— Но проезжую-то часть чистят!
— Магистральные дороги — собственность города. Вот в этом-то все и дело. Тому, кто у вас за домом присматривает, со своим предместьем надо договариваться, каким образом такие вещи будут делаться.
Планы на будущее
— Мы живем в Вецдаугаве. К нам сейчас тянут воду. На плакате написано, что Rїgas udens (RU) прокладывает водопровод за деньги думы или ЕС. Хотим узнать, что это за проект. Воду будут подводить прямо к домам? Или нам все-таки придется делать это за свои средства?
— Обычно магистральные трассы проводит город. Все эти проекты делаются за бюджетные деньги, и плюс — мы удачно европейские деньги привлекаем. Правда, с 1 января это не будут деньги думы, так как Rїgas udens преобразуется в коммерческое предприятие. Но стопроцентно оно принадлежит думе. Магистральные трассы прокладываются полностью за счет RU, а частные — в зависимости от расстояния. Обычно, если это близко к трассе, то RU подводит воду к домам за свой счет, а если далеко, то вам надо уточнить расценки в самом RU.

— Слышала, что в Риге открывается сеть аптек для малоимущих. Когда? В каждом ли районе? И какие там будут цены?
— Поступило такое предложение от ряда социал-демократов, депутатов думы. Торговля медикаментами это бизнес, и обычные аптеки ставят на свой товар как минимум пятидесятипроцентную наценку. А мы бы для малоимущих применили совсем другой подход — не ставить никакой наценки. И сейчас создана рабочая группа, которая готовит сам проект. Если такое решение будет принято большинством думских депутатов (а я думаю, оно будет принято), первая аптека появится на улочке, которая проходит возле Ратуши. Замысел такой: в каждом предместье создать одну или две такие аптеки. Это достаточно быстро можно реализовать. Следующий шаг — нужен врач на месте, который может выписать рецепт, потому что многие лекарства без рецепта продавать нельзя. Но, наверное, немного рано об этом говорить, потому что нужно еще недели три, чтобы разработать этот проект. И тогда его можно будет предложить населению.

— Какова судьба огородных участков в Румбуле в связи с запланированным в том районе строительством жилых домов? Когда начнется строительство и сохранятся ли эти огородные участки?
— В плане развития города уже все нарисовано, с ним любой может ознакомиться в мэрии. Но это не значит, что если там запланировано строительство, то сразу всех выгонят. Вот, например, Кундзиньсала: тоже в плане нарисован порт, но пока там частная собственность. Она там и будет, пока всем не компенсируют ее утрату. А насчет огородных участков — не зря договор аренды земли под ними заключается на один год. Правда, наше лесное агентство может предоставлять альтернативные огородные участки лишь за чертой города. В городе, особенно в центре (Торнякалнс, ул. Сканстес, Луцавсала), довольно смешно, если земля стоит 100 латов за квадратный метр, держать ее под огородами. На “золотой” земле выращивать картошку просто неправильно. Поэтому лучше огородникам согласиться с предложением города и переселиться. А мы им там еще и мелиорацию сделаем, и дороги проведем.

— Я живу в Стопиньской волости в санитарной зоне Гетлиньской свалки. Дорога от улицы Крустпилс до свалки, по которой ездят мусоровозы, латается временами, но это не спасает. Будет ли строиться новая дорога? Нам сказали, что Рижская дума не может тратить деньги на строительство дороги, которая относится к волости. Но мусор-то по ней рижский возят.
— Может быть, я вас порадую — есть надежда, что дорога будет строиться. Мы вместе с самоуправлением Стопиньской волости подали заявку в Министерство сообщений, описав эту ситуацию. Есть такие обещания, что государство будет участвовать в этом строительстве. Потому что мусоровозы тоже платят налоги, используя бензин. И это программа не города Риги — на свалку возятся не только столичные отходы, но и со всех близлежащих волостей. Я могу сказать, что господин Шлесерс обещал на следующий год в государственном бюджете заложить средства для этого проекта.

— Правда ли, что в следующем году будет вводиться единый трамвайно-троллейбусно-автобусный проездной. Хотелось бы к этому, чтобы продавали еще отдельно билет на автобус-трамвай и автобус-троллейбус, как было раньше.
— Правда. Поскольку создана компания Rїgas satiksme, где все эти составляющие объединены, будет один проездной. Его, по-моему, должны уже с 1 января ввести.
— Но если человек пользуется трамваем или троллейбусом и не пользуется автобусом, а этот проездной единый, получается, что его заставят все-таки больше платить, чем сейчас?
— Нет. Проездной может подорожать только потому, что просто все становится дороже. Но в следующем году тарифы на проезд не будут подниматься. Потом, конечно, через год придется чуть-чуть поднять. Потому что у нас самый низкий тариф в Европе.

От редакции

— Господин Боярс, судя по вашим выступлениям, перед выборами социал-демократы делают ставку на малоимущих. Вы для них в основном льготы обещаете. А что для среднего класса? В печати что-то такое насчет полисов страхования здоровья промелькнуло…
— Полисы — для всех. Это, можно сказать, бизнес-проект города. Есть около 100 тысяч жителей, которые живут в городе, но не регистрировались и платят налоги в другом месте. Вот их надо заинтересовать стать резидентами города. И это не просто полис. Полис — это лишь первая и главная составляющая, которая может заинтересовать. А вторая, скажем, скидки на городскую парковку. Третья — скидки на проезд в общественном транспорте. Сейчас все ездят со скидками, но это в принципе неправильно.
— Хорошо, вернемся к полису. С какого момента он уже появится?
— Сейчас Финансовый департамент думы разрабатывает условия создания такой чип-карты. Я думаю, в течение следующего года ее можно ввести. Это была бы так называемая карта рижанина, в которую могут включаться разные дополнительные сервисы. Там все-все про человека будет зафиксировано — какие у него блага, какие скидки, какие налоги, какие еще там субсидии ему предназначены и т.д.
— А не получится так, что вся провинция зарегистрирует свое место жительства в Риге, чтобы получить эти чип-карты?
— Для города тоже неплохо, когда здесь регистрируются, потому что налоги подоходные идут. А чтобы заинтересовать людей, пусть другие города придумывают свои механизмы. Пусть Вентспилс создаст еще больше благ, и пусть, если кто хочет, в Вентспилсе регистрируется.
- То есть вы не боитесь, что сюда все хлынут?
- В Вене, скажем, бесплатная парковка для всех резидентов Вены. Там в каждой квартире иногда бывает по 30 человек зарегистрировано. Я спрашивал у тамошних властей: а вас это не волнует? Нет, говорят, налоги же в городскую казну поступают.

Торговля медикаментами это бизнес, и обычные аптеки ставят на свой товар как минимум пятидесятипроцентную наценку. А мы бы для малоимущих применили совсем другой подход — не ставить никакой наценки. И сейчас создана рабочая группа, которая готовит сам проект. Если такое решение будет принято большинством думских депутатов (а я думаю, оно будет принято), первая аптека появится на улочке, которая проходит возле Ратуши.

20.12.2004 , 11:31

Записала Ольга КОНТУС


Темы: ,
Написать комментарий