Генералы валютных карьеров

Куда уходят собранные с жильцов латы

Я живу на улице Бривибас, в пятиэтажной “хрущевке” из белого силикатного кирпича. Дом как дом, в Риге таких сотни, и хотя нашему уже пошел пятый десяток, ровесников у него в городе немало, а значит, немало и схожих проблем.
В том числе и основная для всех домов Риги — куда уходят собранные с жильцов деньги?

Что нам досталось

В нашем доме давно протекает крыша — пора менять; на ладан дышит и система водопровода и канализации, рассчитанная на 30 лет; во многих квартирах и подъездах сгнили деревянные оконные блоки. Как ни латай и не замазывай их, щели там такие, что летом в них заносит песок, а зимой — снег! Где уж тут сохранять тепло в квартире — спастись бы только от снежных сугробов да от потопа во время дождя!

В доме уже остро назрела и необходимость замены всей электропроводки: она пришла в негодность не столько по сроку эксплуатации, сколько из-за резко возросшего объема электропотребления, опасно перешагнувшего критический рубеж. На этом фоне перекосившиеся, обшарпанные двери, облупившиеся серо-зеленые стены подъездов, все в ямах и колдобинах тротуары и подъездные пути к дому кажутся просто мелочью…
В нашем доме 68 квартир, 66 из них — приватизированы. Практически все жильцы — собственники своих квартир, но не дома! Хотя наш дом в плановом порядке был приватизирован еще в марте 2000 года, однако им до сих пор управляет бывшее домоуправление, а с 1 ноября 2004-го — АО Югла, 100-процентным хозяином капитала которого, по словам вице-мэра Риги Сергея Долгополова, остается Рижская дума.

Вот это ребус

У всех квартир есть законные владельцы, а домом-то по-прежнему полновластно распоряжается чужой дядя? И данные о том, куда уходили и уходят деньги собственников квартир, которые мы платили и платим АО Югла, недвусмысленно говорят о том, что мы для них — чужие. А с чужих, оказывается, можно хапать столько, сколько получится. Что и подтверждает прилагаемая таблица.

Вот это “бизнес”!

Работникам домоуправления не надо было вкладывать наши деньги даже в наш дом; им не надо было ничем рисковать: денежки сами текли в их карманы — успевай только выписывать счета…

Понятно, разумеется, что хозяева д/у “Югла” не могли бы так вольготно распоряжаться нашими деньгами, если бы не имели надежной “крыши”. А к чему привело такое хозяйствование, было сказано

выше, это на своем опыте испытывали и продолжают испытывать жильцы не только нашего дома. Но есть ли выход из создавшегося положения?
Конечно, есть: для этого хозяевам квартир нужно создать ОСК — общество собственников квартир, и принять дом под свое управление. Тогда деньги, собираемые с хозяев квартир за квадратные метры, можно будет рачительно, по-хозяйски использовать на благо своего же дома.

Знание — сила

Желая разобраться в создавшейся ситуации и найти выход из нынешнего критического положения, в котором оказался наш дом, я пошел на курсы агентства Рижского самоуправления “Ригас майоклис”. Задача курсов — дать хозяевам приватизированных квартир основную информацию по управлению жилыми домами и их обслуживанию.
Надо сказать, что курсы эти организованы хорошо, программа довольно обширная и в то же время конкретная. Большую часть лекций читают профессионалы высокого класса. Учеба на этих курсах, внимательное изучение разного рода методических материалов, таблиц, схем, книг и брошюр, предложенных преподавателями, расширили и изменили мое представление о жилых домах. Теперь я твердо знаю, что жилой дом — живой организм, требующий к себе бережного, я бы сказал, уважительного отношения, обращения на Вы.

Но без помощи не обойтись

В то же время высветилась и одна из важнейших, на мой взгляд, проблем, которую жильцы отдельных домов не могут решить без помощи Рижского самоуправления. Совершенно очевидно, что самоуправление столицы должно за свой счет организовать и провести техническую инвентаризацию, или, как сейчас модно говорить, аудит всех домов — перед передачей их жильцам на управление.

В этой проверке должны участвовать специалисты всех структур, обслуживающих дома: газовики, водопроводчики, тепловики, энергетики и т.д. По итогам такой инвентаризации каждому дому должен быть выдан технический паспорт, в котором подробно и конкретно должно быть указано состояние дома, включая все его коммуникации, а также перспективы по его эксплуатации.

Ведь надо же каждому дому установить свой диагноз!

И только после завершения этой процедуры можно конкретно и обоснованно планировать очередность и сроки проведения работ по поддержанию дома в нормальном состоянии, изыскивать необходимые средства.

Где же наши денежки?

Присутствовавшему на нашем курсовом выпускном вечере 13 декабря вице-мэру Риги Сергею Долгополову был задан вопрос: будет ли Рижское самоуправление организовывать и оплачивать аудит домов перед передачей их хозяевам квартир на управление?

Ответ был таким: аудит одного дома стоит примерно 10 тысяч латов, на инвентаризацию всех запланированных к передаче жильцам домов требуется более 10 миллионов латов! Таких денег у Рижского самоуправления нет, в бюджете города они не предусмотрены…

Странная логика: во-первых, деньги должны быть, так как из прилагаемой мною таблицы и из высказываний самого вице-мэра Риги Сергея Долгополова видно, что домоуправление на наши дома расходовало лишь незначительную часть денег, собранных с хозяев квартир. А где же остальные денежки?

Во-вторых, если денег нет у богатого столичного самоуправления, то откуда им взяться у бедных рижан, сто тысяч которых, по словам того же вице-мэра, чтобы выжить, постоянно получают социальные пособия?

В-третьих, аудит домов не надо, да и невозможно провести в одночасье, одновременно. Эта процедура, так или иначе, растянется на несколько лет; за это время постепенно и денежки найдутся — было бы только желание работать…

20.12.2004 , 11:27

Иван КАПИТОНОВ, читатель Телеграфа


Написать комментарий