Игналина: рано прощаться?

Литва не хочет отказываться от источника дешевой энергии

Фразу “С наступающим Новым годом” литовские энергетики воспринимают неоднозначно. В последний день 2004-го по требованию ЕС остановится первый реактор Игналинской АЭС, а через четыре года, после закрытия второго, Литва перестанет быть ядерной державой. Однако последняя неделя показала, что вокруг этой темы продолжают идти круги и финал не видится столь предрешенным.

Защита Енсена

Так, Игналина стала объектом разногласий среди скандинавских политиков. Датский политик Кристен Туборг Енсен направил правительству Финляндии письмо с требованием объяснить, этично ли поступает Финляндия, требуя, чтобы Литва закрыла свою АЭС, сама же строя новый реактор.

АЭС планируют строить также Франция, многие азиатские страны. Влияние лоббистов атомной энергетики на Еврокомиссию довольно сильно и даже возрастает. В Литве также не оставляют надежды на то, что ей будет позволено продлить до 2015 года срок работы второго блока (впрочем, мольбы о том, чтобы растянуть срок работы первого блока, услышаны не были).

Что нам стоит блок построить

Этого времени должно хватить на строительство нового реактора. Планы литовских властей в этом отношении вполне конкретны — в правительственной программе говорится, что Литва должна найти инвестора для строительства нового реактора. На прошлой неделе лидер Союза Крестьянской партии и Партии новой демократии Казимера Прунскене обнародовала сведения: французы предлагают Литве не только купить технологии для строительства нового реактора АЭС, но и намерены инвестировать в это строительство, и в январе с их участием намечается провести в Литве конференцию на эту тему.

“Ура. Я — за. Пусть начинают строить как можно

скорее. Аплодирую двумя руками”, — так эмоционально отреагировал на эту новость премьер Литвы Альгирдас Бразаускас.

Провода закинут в Польшу

Одновременно есть подвижки и в вопросе о возведении ЛЭП между Литвой и Польшей. Переговоры об этом между двумя странами в последнее время буксовали из-за нежелания поляков обсуждать тему. Однако на прошлой неделе Литве удалось убедить польскую сторону вместе обратиться в Еврокомиссию по поводу финансирования строительства.
“Кажется, поляки настроены уже не так враждебно. Они больше не говорят, что ЛЭП им не нужна, и намерены сотрудничать”, — сказал сотрудник литовского Минхоза Йонас Казлаускас. В исследовании, проведенном экспертами ЕБРР, на которое собираются опираться переговорщики, указано, что стоимость проекта объединения энергетических систем Литвы и Польши достигает 434 млн. EUR. Треть этой суммы должны выделить Литва и Польша. Недостающее они хотят получить от ЕС, причем безвозмездно. Так как в противном случае инвестиции в проект не окупятся.

Латвия выжидает

Латвия, импортирующая до 40% электроэнергии, тоже не остается равнодушной к событиям вокруг Игналины. Как ранее подтвердила Телеграфу госуполномоченный в Совете Latvenergo Маргарита Брикмане, Игналина — самый дешевый источник энергии в регионе. Если придется увеличивать ее импорт из Эстонии и России, а тем более с Запада, то повысятся и закупочные цены. За ними, естественно, вырастут и тарифы.

Поэтому Брикмане не исключала возможности того, что Latvenergo могло бы строить новый реактор в Игналине в складчину с другими потребителями электроэнергии.

Добавим, что сланец, сжигаемый в Эстонии при производстве электроэнергии, очень не нравится экологам, в результате чего эстонские ТЭЦ со временем могут быть закрыты, а энергоаппетиты России тоже постоянно растут, и через 3-4 года и она может отказаться от экспорта электричества в страны Балтии.

20.12.2004 , 11:21

Павел КИРИЛЛОВ


Темы: ,
Написать комментарий