Закон о гражданстве заштопают

Приведет ли это к ужесточению порядка натурализации?

Глава Управления натурализации Эйжения АЛДЕРМАНЕ согласна с премьером, что Закон о гражданстве надо менять. Однако ужесточать его нормы не планируется, заверила она Телеграф.

Не стоит беспокоиться

— Как вы считаете, стоит ли сейчас менять Закон о гражданстве?
— Изменения нужны, поскольку некоторые статьи закона относятся к прошлому. К примеру, 11-я статья: запрет на гражданство для лиц, сотрудничавших с КГБ или со службами иностранных разведок. Получается, что если сейчас человек станет агентом спецслужбы в какой-нибудь другой стране, то ограничения к нему относиться не будут.
Жизнь меняется, и законодательство должно соответствовать тому времени, в котором мы живем. Полагаю, что пришло время внести в 11-ю статью запрет на гражданство для лиц, связанных с международным терроризмом. Эта проблема настоящего, актуальная для всех стран мира. Есть и другие технические недоработки — к примеру, ссылка на закон, который уже перестал действовать. Но в целом это скорее мелкие поправки.
— Не получится ли так, что, если закон будет открыт, правые партии добьются принятия гораздо более жестких поправок?
— Думаю, что нет. Сейчас вообще беспокоиться не стоит, ведь неизвестно, будет ли открыт закон. Но если это произойдет, изменения коснутся лишь тех людей, кто использует антиконституционные методы против страны. Что касается общего порядка натурализации, его никто отменять не будет: закон соответствует международному праву.
Когда-то процесс остановится
— Как вы расцениваете заявления Партии народного

согласия, что в преддверии муниципальных выборов преднамеренно задерживается выдача паспортов новогражданам?
— Дело в том, что в последнее время темпы натурализации существенно увеличились. В ноябре мы приняли более 2400 заявлений на гражданство, а это рекордное количество за все время деятельности управления. Нужно учитывать, что при таком увеличении количества заявлений процесс получения гражданства может затянуться. Но это вовсе не делается сознательно. Причина — в наших ресурсах, которые остались прежними. Если в один день в Рижское отделение приходит 600-700 человек, то обработать все документы сразу невозможно. Это требует времени, поэтому людям и приходится ждать по шесть месяцев.
Но темпы натурализации не могут постоянно расти. Наступит момент, когда процесс остановится.
— Когда это может произойти?
— Сложно прогнозировать. По нашим расчетам, сейчас из более 460 тысяч неграждан только120 тысяч заинтересованы в процессе натурализации. Молодые люди — около 120 тысяч — не должны будут проходить натурализацию, а получат гражданство в порядке регистрации, например, в связи с окончанием вуза на латышском языке. А вот люди преклонного возраста комфортно чувствуют себя в статусе негражданина. Многие уедут, кто-то возьмет гражданство другого государства. Получается, вопрос стоит примерно о 120-130 тысячах при темпах 20 тысяч человек в год.
— Будут ли в следующем году организованы бесплатные курсы для претендентов на гражданство?
Все зависит от финансирования. В начале года мы будем использовать неизрасходованные средства, выделенные правительством Великобритании на изучение государственного языка. Мы запросили 150 тысяч латов у правительства на организацию бесплатных курсов.

16.12.2004 , 10:47

Екатерина ТИМОФЕЕВА


Темы: ,
Написать комментарий