Важнее всего — сохранить жизнь

Даже самых благих целей нельзя достигать любой ценой

Голодовка правозащитника Владимира Богданова длится вот уже пятьдесят пять дней. Власти по-прежнему бездействуют, а между тем жизнь Владимира находится под угрозой. Кто ответственен за возможные страшные последствия? Кто может и должен спасти жизнь этого человека? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти вопросы, посмотрев на происходящее с разных точек зрения.

Илзе БРАНД-КЕХРЕ, директор Центра этнических исследований и прав человека:
— Происходящее трагично и ужасно. Но пока Владимир Богданов дееспособен, он сам должен принимать решения и отвечать за свои действия. У государства нет возможности прерывать голодовку какими-либо жесткими методами. Когда он в критическом состоянии окажется в больнице, врачам надо будет делать все возможное, чтобы его спасти, и так они и будут поступать. Но, к сожалению, до этого момента очень трудно законными мерами что-то сделать. И с моральной точки зрения тоже непонятно, каким образом его переубедить, чтобы он отступился от своей позиции. Никто, правда, и не пытался. Мне кажется, что не государство и не общество, а близкие люди должны повлиять на него. Идя по такому пути, все оказались в тупике, и в первую очередь он сам.

Ингрида ЦЕРА, психиатр:
— Когда психическое состояние человека угрожает его жизни, вступает в силу закон, который позволяет лечить такого пациента независимо от его воли. Когда голодовка
угрожает жизни, нужно подключиться всем специалистам: психиатрам, терапевтам, невропатологам, кардиологам. Естественно, Богданов

должен быть осмотрен и специалистом-психиатром, желательно даже комиссией — поскольку это достаточно спорный случай. Надо решить, может ли он объективно оценивать свои действия. Нельзя дать человеку умереть, даже за какие-то идеи. Любые вопросы можно решать более конструктивными методами, а не умирая. Первый, кто должен заботиться о здоровье человека, это ближайшие родственники. Обычно о тех, у кого нет родственников, заботится государство. А в этом случае более уместно было бы участие жены и дочерей, они должны как-то позаботиться о своем близком человеке.

Диана КРУМИНЯ, консультант кризисного центра Skalbes:
— Сейчас все зависит от жены Богданова. Она должна осознать свою ответственность за жизнь близкого человека. Его организм истощен, и прежде всего ему нужна срочная помощь врача. Жена должна решить: либо она ради каких-то политических целей готова сидеть и смотреть, как ее муж умирает, либо она сделает что-то, чтобы сохранить ему жизнь. Это ее выбор. Конечно, она может сама нам позвонить, мы окажем ей поддержку и психологическую помощь.

Иаков ПРИСЯЖНЫХ, протоиерей, настоятель Кафедрального собора Рождества Христова:
— Если случится непоправимое, с точки зрения церкви такая голодовка будет рассматриваться как самоубийство. Вы должны донести до него, что все делается в пределах разумного, не принося вреда своей жизни. Спрос от Бога будет один: Господь дал ему эту жизнь, а он довел себя сам до самоубийства. За такой свой нехристианский поступок ему предстоит вынести Божий суд, потому что он православный, крещеный. Он думает, что принесет пользу общественности, но на самом деле тем самым нанесет ущерб своей душе. Это пожертвование не стоит того, что он заслужит перед Богом. Он должен об этом помнить. Каждая власть от Бога дана. Эта власть не хуже и не лучше, чем наше общество. Нельзя ожидать хорошего начальника для паршивого общества. Все мы из одного теста, об этом он должен знать.

А так думает власть

Гундар БЕРЗИНЬШ, министр здравоохранения:
— Богданов — большой должник государству и решать свои проблемы должен по-другому. Думаю, что он себя ведет бесстыдным и наглым образом, и я его осуждаю. Его поведение недостойно настоящего мужчины.

Я считаю, что каждый человек должен платить за те услуги, которыми он пользуется, в том числе за квартиру и отопление. Если он этого не сделал, значит, за него заплатил кто-то другой: или пенсионер, или медсестра.

У каждого человека есть социальные проблемы, однако их нужно решать самостоятельно, а не ждать помощи от государства, тем более — не голодать и не лежать целыми днями на диване.

15.12.2004 , 10:11

Сюзанна ГНЕДОВСКАЯ


Темы: ,
Написать комментарий