Число говорящих по-русски будет расти 1

Философ Петр Щедровицкий верит в "русский капитал"

На днях в Риге прошел семинар под названием “Русский мир и Латвия: прошлое — настоящее — будущее”. Телеграф встретился “с гвоздем программы” этого мероприятия россиянином Петром ЩЕДРОВИЦКИМ. Философ и методолог, он является председателем Попечительского совета университетской корпорации “Школа культурной политики”, кандидатом философских наук, профессором государственного университета “Высшая школа экономики”.

Язык для 250 миллионов

— Можно ли вообще говорить о едином русском мире? Ведь он достаточно разобщен. Например, известен такой факт — выезжая на курорт за границу, русские сторонятся друг друга…
— Я всегда считал, что любая горизонталь является производной от вертикали. Отношения между людьми строятся по отношению к чему-то третьему. К идее, например. Нет идеи — нет коммуникации. Будет идея — будет коммуникация. Ведь общаться надо ради чего-то.
— В своих работах вы используете такой термин: “русский капитал”, как совокупность культурных, интеллектуальных, человеческих и организационных потенциалов, выразимых в ресурсах русского языка. Как это сочетается с тем, что распространение русского языка в Европе и мире сужается? Может, лучше отказаться от этой бесполезной идеи и выучить английский?
— Каждый решает этот вопрос самостоятельно. Мне удобнее пользоваться русским языком. Да, на английском говорят чуть более миллиарда человек. На китайском — почти полтора миллиарда жителей планеты. На испанском — 900 миллионов. На русском говорят 220-250 миллионов человек. Он похож на французский по ареалу своего распространения. Русский входит в первую пятерку-шестерку мировых языков.
Я думаю, что число говорящих по-русски людей будет расти.
— Но пока наблюдается обратный процесс…
— Я этого не замечал. На очень многих тематических европейских встречах русский язык является самым используемым.
— До 1989 года в странах Восточной Европы русский

язык был обязательным предметом в школах. Сейчас его там уже так не учат…
— Да, искусственное мы потеряли — там, где не было естественной основы воспроизводства языка. У Толстого есть такое выражение — “нельзя долго стоять на цыпочках”. Будет развиваться бизнес, торговля, образование, культурные контакты с Россией — будет расти и потребность в русском языке.

Самодвижение на пограничной территории

— Те же французы активно развивают и помогают материально своей языковой идее — франкофонии. Может, и России стоит выделить денег на “русофонию”?
— Поддерживать деньгами можно только то, что имеет самодвижение. Иначе это будут выброшенные деньги. А самодвижение в этой области связано с успехами на разных рынках. Как только станет понятно, какие именно рынки будут развиваться благодаря России, то появится и потребность в изучении русского языка. Вот тогда можно будет что-то поддерживать и деньгами.
Пример: человек, который работает здесь в баре (разговор проходил в баре одной из рижских гостиниц. — Прим. авт.), должен знать пять-шесть языков. Чем будет больше таких мест, где незнание русского языка будет означать потерю работы, тем больше вероятность того, что люди станут его учить.
— Вы говорили про “самодвижение”. Заметили ли вы его здесь, в Латвии?
— В любом случае Латвия принадлежит к пограничной территории, контактной зоне европейского и российского. Так что, безусловно, необходимость говорить по-русски здесь есть.

Но хотелось бы, чтобы все проходило в конструктивном русле, а это может быть результатом договоренностей между элитами — европейской, американской, латышской, российской. Должно быть понимание того, что имеется область общих проблем, которые все равно придется решать совместно. Можно прийти к необходимости такого совместного действия через конфликт, можно — без кризисов.

Иногда то, к чему приходят через кризис, — более понятно. Вот, например, в Швейцарии мне рассказывали, как у них там все хорошо. Но один из представителей принимающей стороны мне сказал: “Не забывайте, что наши ценности есть результат рефлексии исторических событий. Во время Столетней войны в этом регионе Европы погибло две трети населения”.
Когда мы забываем, что так называемые европейские ценности построены на многосотлетнем опыте конфессиональных и этнических войн, то кажется, что все опирается лишь на добрую волю и разумное начало. Целесообразно об этом помнить.

09.12.2004 , 10:56

Андрей ХОТЕЕВ


Темы: ,
Написать комментарий

По крайней мере у русского языка есть все шансы войти в тройку мировых языков. После спада за последние десять лет сегодня популярность русского языка на подъеме. И конечно положение языка в мире определяется не только экономическими движениями со стороны государства, но и количеством носителей этого языка, и интенсивностью расселения этих носителей, и мощной культурной традицией, которая поддерживается этим языком. И в совокупности все это приводит к популяризации языка.