Хаим Коган: «Цены на горючее можно снизить»

Для этого государству нужно меньше отбивать поклоны Европе

Известие о том, что с 1 января 2005 года стоимость бензина вырастет на 2 сантима, а дизельного топлива — на 4-6 сантимов, естественно, не обрадовало. Причиной очередного подорожания станут повышение акцизного налога, новые требования к сроку хранения кризисных резервов и к качеству дизтоплива (подробнее об этом Телеграф писал в пятничном номере). Всего этого требует от нас ЕС. Прокомментировать постоянный рост цен на горючее и пояснить, из чего складывается его стоимость, Телеграф попросил президента LUKoil Baltija R Хаима КОГАНА.

Почему дорожает бензин?

— Торговцы горючим подорожание нефтепродуктов объясняют ростом мировых цен, политической нестабильностью в главных нефтедобывающих странах и прочими глобальными вещами. Но если посмотреть на график колебания цен на нефть, то мы обнаружим, что в период с мая по ноябрь они пять раз падали и поднимались. Причем амплитуда составляла от 15 до

20 долларов за баррель. Почему, приезжая на заправку, водители этого не чувствовали?
— Мы не можем реагировать на все колебания цен. Сегодня, допустим, поднялись на 20 долларов цены на дизель на бирже. Двадцать долларов на тонну на бирже — это 1 сантим на литр дизеля на бензоколонке. Но мы не можем сегодня цену поднимать, а завтра опять опускать. Так не бывает.
— Если на ваших ценах напрямую не отражаются процессы, происходящие в мире, то от чего они тогда зависят?
— Наши цены зависят от акцизного налога, который никто не снижает. И остальных налогов, которые тоже никто не снижает. Если посмотреть, из чего складывается цена горючего на заправках, то 57% в ней — это налоги: акцизный, НДС, подоходный с предприятий. А цену нефти мы берем среднюю — 40 долларов с лишним.
— В таком случае стоимость бензина и дизтоплива должна быть как минимум стабильной: раз вы не привязываете цены на горючее на заправках к колебаниям цен на бирже, акциз у нас повысился 1 мая, и с тех пор не менялся, другие налоги тоже не повышались. Однако на заправках LUKoil стоимость 95-й марки бензина с 1 мая по 1 декабря выросла на 3 сантима.
— У нас изменение цены не происходит каждый день, как на бирже. Потом вы не сбрасывайте со счетов заводы, которые нам продают нефтепродукты. Возьмем тот же Мажейкяйский НПЗ. Его отпускные цены с 1 мая выросли процентов на 40. Мы добавляем к заводской цене свою минимальную наценку и торгуем.
— Минимальная наценка — это сколько?
— 10%. Так что не нужно думать, что мы жируем. Вы спросите у любого владельца магазина, торговал бы он с такой наценкой.

Докланялись…

— Иными словами, снизить цену на горючее никакой возможности у торговцев нет?
— Почему же — мы снизили цены в июле. И к чему мы пришли? Прибыль в том месяце у нас была 8 тыс. долларов! Разве это прибыль?! Это чуть больше 0% рентабельности. Хорошо, что магазины при АЗС приносят прибыль, ибо при таких ценах от продажи бензина мы ничего не имеем. Так не может быть в бизнесе сегодня.
— А как может быть в бизнесе сегодня?
— А может быть так. Нам не нужны большие красивые колонки. Очередей-то нет. Если вы сравните с Европой, то наши колонки на голову выше, потому что они все новые. А посмотрите, как в Париже. Там иной раз бензоколонка в подворотне расположена. Два пистолета — и все. А у нас должно быть 80 метров от жилого дома.
— Так мы вроде теперь по одним законам с Парижем живем.
— Да, с той только разницей, что они не занимаются челобитием, как Латвия. Не кланяются в пояс каждой рекомендации ЕС, которую у нас воспринимают как директиву, обязательную к исполнению. Вот смотрите: меня заставили купить пожарную машину, заставляют держать пожарную
команду. Все в соответствии с евростандартами. Но это же одни расходы! Которые никому не нужны.
— То есть цены на горючее все же можно снизить?
— Да. Мы ведь бежим впереди паровоза, как всегда. Когда от нас стали требовать хранить 30-дневные кризисные запасы, я говорил одному чиновнику в Минэкономики, что для этого мне нужно 2 миллиона долларов закопать в землю. И он мне ответил: “Так возьми их с потребителей”. А хранение этих запасов на каждый литр дает удорожание в полсантима. Кстати, в других странах обязательства по созданию и хранению этих резервов берет на себя государство, а у нас опять все на предпринимателей повесили.

Цитата
Посмотрите, как в Париже. Там иной раз бензоколонка в подворотне расположена. Два пистолета — и все. А у нас должно быть 80 метров от жилого дома.

06.12.2004 , 10:23

Снежана БАРТУЛЬ


Темы: ,
Написать комментарий