Что спрятано в колбасе

Состав многих продуктов на полках наших магазинов остается загадкой

На что только не идут господа производители продовольствия, дабы привлечь покупателя! Как удалось выяснить Телеграфу, для этого имеется множество не очень законных трюков.

Вот и мы в редакции после выхода статьи “Дело о колбасных обрезках” (Телеграф, № 218) по совету руководителя отдела надзора за продуктами животного происхождения Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС) Арвида Зирниса стали внимательнее относиться к тому, что написано на этикетках. Мы прошлись по магазинам, где внимательно изучили этикетки мясных изделий. В результате выяснилось, что ситуация сложилась весьма любопытная. Один производитель указывает на этикетке колбасы состав и процентное соотношение компонентов, другой — только состав, третий — ни то, ни другое. Последние варианты, согласно изданным Кабинетом министров “Правилам маркировки продуктов питания” (Правила КМ № 150 от 23 марта 2004 г.), считаются нарушением. Ведь в 3-й части правил речь идет о том, что используемые методы маркировки не должны вводить в заблуждение потребителя.

Границы открыты

На каком же этапе упускаются столь важные детали и почему до сих пор не принято никаких мер по устранению ошибок?
По словам Арвида Зирниса, проблема состоит в том, что ПВС из-за ограниченного бюджета не может проверить все предприятия Латвии, которых на настоящий момент 246. Детально исследуются лишь вызвавшие подозрения ревизора организации или те, на которые жалуются потребители. И, как рассказала Телеграфу руководитель сектора надзора за торговлей и складами ПВС Велга Тома, на настоящий момент в Евросоюзе не существует единых норм по маркировке продуктов питания. “Вообще я не понимаю, как так может быть”, — недоумевает она. Тем не менее каждая страна ЕС сама ведет надзор и сертификацию всех производимых на ее территории товаров.

Если же каким-то продуктам посчастливилось попасть на прилавки заграничных магазинов, то это вовсе не означает, что весь ввозимый продукт проверялся государственными продовольственными службами страны-получателя. (Однако не будем забывать: чтобы предприятие могло торговать своей продукцией на европейском рынке, ему надо пройти очень серьезную проверку со стороны надзирающих институций.) Но факт остается фактом: границы в ЕС открыты и можно везти все, главное — чтобы был получатель. Кстати, и наши производители продовольствия тоже нередко оказываются не в курсе всех тонкостей законодательства. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Проверьте печать!

На этикетках мясных продуктов должна присутствовать овальная печать. Именно она дает им право путешествовать по всему Европейскому союзу. Первые два символа на ней идентифицируют страну-производителя (например: LT — Литва, LV — Латвия). Вторая часть — регистрационный номер предприятия. И последняя аббревиатура EEK (Eiropas ekonomiskќ kopiena) означает, что продукт произведен в рамках Европейского экономического сообщества.

Однако если все же ненароком обнаруживается нарушение маркировки, то всю ответственность несет распространитель недоброкачественного товара или его производитель. Они должны учитывать все тонкости местного законодательства, а также контролировать качество и безопасность продукта. Кроме того, существуют еще четырехугольные и пятиугольные печати. Первая указывает на местное происхождение товара и не дает права на экспорт. Вторая свидетельствует о том, что при производстве было использовано мясо диких животных, а продукт может быть продан в рамках Евросоюза.

Сами себе режиссеры

И все же, существуют ли в природе колбасы, содержащие натуральное мясо, без каких-либо консервантов, стабилизаторов и т.п.? Теоретически такое возможно.
— Каждое предприятие может использовать любые продукты, лишь бы не было ни у кого отравления после их употребления, — говорит Велга Тома. — Однако процентное соотношение ингредиентов указывать нужно.

Но по всему выходит так: на самом деле никто точно не знает, что именно добавляют производители в свой продукт, главное — чтобы этикетку оформили правильно. А все дело в том, что на настоящий момент нет единых норм к качеству продуктов питания. Однако все же существуют так называемые критерии безвредности. Поэтому каждый специалист с соответствующим образованием сам себе режиссер, он составляет рецептуру продуктов, исходя из собственных соображений, но не забывая о нормах безопасности. И тут Телеграф сделал выводы: “Это что же получается? Выходит, можно в полиэтиленовый мешок завернуть туалетную бумагу и сказать, что это колбаса. Ведь она будет безопасной!”

Кто будет платить

Приходят, звонят в ПВС и обиженные потребители.
— По большей части разбираем ложные жалобы. Бывает, что конкуренты жалуются на своих коллег либо сами покупатели ошибаются. Но тем не менее все нужно рассмотреть и проверить, — сетует Велга Тома. — Только за последние три дня поступило три жалобы!
Кстати, сделать анализы подозрительного продукта большой проблемы не составляет. Если в Латвии нет необходимого оборудования, то товар отправляют за рубеж. А вот с государственным источником финансирования трудности. Все деньги заранее распределены на год вперед в рамках программы мониторинга, а на разбор внеплановых жалоб требуются дополнительные средства.

Однако ни одна жалоба не получает отказа в рассмотрении. Но если образец продукта берется на анализ по просьбе потребителя и в результате выясняется, что он отвечает всем требованиям, то платить за анализ придется потребителю, — пояснили Телеграфу в ПВС. Любопытно только, с чем будут при анализе сравнивать образец, если на этикетке не указан состав продукта?

От редакции. Схожие вопросы волнуют и российских потребителей. Как пишет газета “Известия”, нередко предприятия используют вместо мясного фарша так называемую MDM — своеобразную субстанцию из костей с остатками мяса. Под прессом она превращается в нечто похожее на пюре и используется для приготовления мясных изделий. Причем на упаковке так и написано: “свинина”, “говядина” и т.д. Вместо “мяса индейки” часто используют MDPM — подобную субстанцию, сделанную из костей и обрезков мяса индейки. Это катастрофа, сравнимая с соей. Если соевую добавку все-таки указывают в составе как растительный белок, то MDM указывают как мясо. В России это не запрещено.
В этой же статье газета просветила нас, как же все-таки эти вопросы решаются в ЕС, где мы нынче живем. В Европе, дабы избежать недомолвок, производителей обязывают указывать на упаковке не только состав, но и количество мяса, специй и других компонентов. Кроме того, не каждый кусок мяса в Европе считается мясом. Это не тавтология. Мясо крупного рогатого скота должно содержать не более 25% жира и 25% соединительной ткани — жил, связок, хрящей. В свинине жира может быть на 5% больше, а в птице и кролике меньше: жира — до 15%, соединительной ткани — до 10%. Все эти нормы прописаны в соответствующих документах ЕС. Они введены для того, чтобы потребитель понимал, на что он тратит деньги и что ест.

02.12.2004 , 11:27

Руслан ВИХАРЕВ


Темы: ,
Написать комментарий