Меньшинство — это каждый

По сравнению с Западной Европой отношение наших властей к нацменьшинствам находится на уровне каменного века

Вступив в ЕС, Латвия взяла на себя обязательства не только открыть границы и выращивать помидоры определенного размера. Власти должны также привести в соответствие с европейскими нормами свое отношение к нацменьшинствам. Европа будет следить. В этом убедился Телеграф, побывавший в Лондоне на журналистском семинаре “Освещение проблем нацменьшинств”, организованном газетой The Guardian и Британской ассоциацией Центральной и Восточной Европы.

Пример для подражания

Выбрать Великобританию как место для разговора о меньшинствах — хорошая идея. После 60-х годов, когда Британские острова объявили себя открытыми, страна стала родным домом для миллионов иммигрантов со всего мира. Сейчас в Британии нацменьшинством считается почти 8% населения — около 5 млн. человек. Причем большая часть из них весьма далека от англосаксонских культурных традиций. Это приводило к неизбежным конфликтам и межобщинной напряженности, которая иногда даже переходила в уличные войны.
Но худшее уже позади — сообразив в один прекрасный день, что терпимость к людям другой национальности не роскошь, а способ выжить, британские власти сделали ставку на толерантность, и не прогадали. Нашему обществу есть чему у них поучиться.

За права рыжих!

Впрочем, это сразу надо сказать, в Британии не в ходу слово “нацменьшинство”, там предпочитают говорить просто о меньшинствах. И под это определение подпадает чуть ли не все население страны! Сначала идут женщины. Они являются меньшинством по определению. Потом вспоминают черных, цветных, мусульман, инвалидов, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, больных СПИДом, левшей, рыжих и т.д. и т.п.
Хотя в стране у меньшинств проблем все еще более чем достаточно, власти методично вбивают в сознание граждан одну простую вещь: нельзя, недопустимо игнорировать интересы тех, кто не вписывается в традиционные представления о “правильном” члене общества. Журналистам в этом деле отводится очень важная роль: не разделять людей, а объединять. За этим следят как неписаные правила журналистской этики, так и некоторые государственные и общественные организации. Впрочем, повторюсь, до идеала британцам еще далеко. Например, одна из популярнейших в Великобритании газет сейчас ведет массивную кампанию, направленную против цыган и бродяг. Причем делают они это так ловко и профессионально, что пока никто не смог призвать их к ответу.

Мы не уникальны

Надо сказать, что в Лондоне многие в курсе наших межнациональных трений. Но большого резонанса латвийская тематика не вызывает. Дело в том, что мы совсем не уникальны. Более того, во многих странах Восточной Европы, которые рано или поздно вступят в ЕС, ситуация гораздо хуже, чем в Латвии. Вот, например, коллега-журналист из Македонии, албанец по национальности, рассказал, что македонские албанцы, как и русские в Латвии, тоже не имеют гражданства своей страны и тоже абсолютно не верят властям. Учитывая темперамент местного населения, можно представить, во что выльется этот конфликт! Впрочем, что Македония! Участвовавшие в семинаре и говорящие на одном языке сербы и хорваты не то что не общались, просто не смотрели друг на друга. Хрупкая девушка из болгарского Пловдива, сверкая глазами, ругает местных цыган — совсем, мол, житья от них нету. Британские журналисты ее успокаивают: ксенофобия не лучший советчик, тем более для работающего в масс-медиа. “Если б вы с ними жили, вы бы так не говорили”, — парирует милая девушка.

Так что теоретически и мы можем преподать кое-кому урок национальной терпимости. Но это не сильно радует — по сравнению со странами Западной Европы представления наших властей (да и населения в целом) о том, как нужно относиться к нацменьшинствам, находятся где-то на уровне каменного века.

30.11.2004 , 10:50

Андрей ХОТЕЕВ


Темы: ,
Написать комментарий